Найти тему
П.И.М.П

Мир Монстров - выпуск N 19 - Гном

Гномы

Кого вы имели в виду?

Приземистого бородача с топором, проводящего время в шахте? Который частенько похож на викинга. Тогда это Дварф или Дворф (Dwarf), которого в классическом фэнтези регулярно называют Гномом.

Совсем малыша, что в колпачке и, возможно, занимается изобретательством? Он у нас — Гномик(Gnome). И, что неудивительно, тоже бывает переведён как Гном.

Choose you destiny!

Посмеялись?

А проблема, между прочим — довольно значительная. Дело в том, что как и с троллями, и эльфами, гномам всех видов немало досталось из-за серьезного расхождения термина. И вот об этой замечательной истории, о том, откуда вообще взялись гномы, дварфы, а так же их необычные разновидности, мы вам здесь и поведаем…

В фольклоре многих народов были маленькие человечки, живущие под землёй. Но для нас с вами особенно значимы германские свартальвы, или двергары (обычно переводятся на русский, как «карлики» или «карлы»). По Младшей Эдде двергары и свартальвы — одно и то же. Эти существа играли немалую роль в представлениях скандинавов о космогонии и космологии, имели свой собственный мир Свартальвхейм или Нидавеллир, выковали огромное количество значимых в мифологии артефактов. Они родились из червей, заведшихся в трупе великана Имира, как и родственный им народ льосальвов жили в подземном мире и боялись солнечного света.

-2

Альберих-нибелунг в одном масштабе с человеком Хагеном

С распространением христианства языческих мифологических существ стали принижать. И впоследствии двергары (и их немецкие аналоги цверги) стали уже восприниматься как маленькие забавные сказочные существа. Если в средневековом немецком эпосе «Песнь о Нибелунгах» карлики ещё не совсем измельчали (см. рисунок с изображением карлика Альбериха), то веку так к XVI цвергов стали представлять совсем крошечными.

Тут, в XVI веке, путаницу внёс Парацельс, знаменитый алхимик, философ, врач и оккультист. Он ввёл, собственно, слово «гном»[1] — как название элементаля земли, подземного человечка-земленыра крошечного росточка, как раз такого, какими стали представлять цвергов. В немецком и ряде других европейских языков слово не вытеснило изначального для обозначения, собственно, мифологических существ — их как называли карликами (нем. Zwerg, фр. nain, ит. nano[2]), так и продолжили называть. А вот в английском gnome стало употребляться примерно наравне с dwarf, а в некоторых случаях — например, для обозначения декоративных фигурок садовых гномиков — даже преимущественно. 

А в XX веке случился Толкин. Он возродил не только древние представления об эльфах — он сделал то же и для гномов. Его гномы — dwarves — в Хоббите ещё имели некоторые черты садовых гномиков, но вместе с тем от них так и веяло скандинавистикой, даже имена были взяты из «Прорицания Вёльвы». А во «Властелине Колец» был окончательно кодифицирован дварф — маленький викинг с топором и в доспехах.

Некоторые современники Толкина использовали слова gnome и dwarf, не различая их, как, например, Каттнер с его рассказом «Здесь был гном». Эти его гномы — во всём похожи на дварфов, если не считать того, что уродливы и боятся солнечного света (эти их черты были взяты уже у двергаров). Тем не менее, слово dwarf стало использоваться для обозначения «большого, боевитого гнома» чаще, чем слово gnome (которое осталось за садовыми гномиками и сказочными гномами XVI—XIX веков).

Ну, а затем пришёл Гэри Гигакс и кодифицировал: дварф — маленький викинг, гномик — волшебное существо в красном колпачке. Таким образом, с 1980-х существуют два разных вида сказочных существ. Хотя не все фэнтези-произведения следуют данной конвенции.

-3

Среди самих дварфов и гномиков могут наблюдаться подтипы, а в произведениях, не следующих D&D-шной конвенции «гномик-дварф», гномы могут иметь и другие архетипы. Здесь мы перечислим некоторые из них.

  • Дварф воинственный пивной. Наиболее классический архетип подтипа «дварф» — гэльский или скандинавский акцент, широкая и длинная рыжая борода, постоянная кружка пива в широченной руке, секира или молот в другой. Не дурак помахаться и поиграть в литрбол. Персонаж немного комический, образ приниженный. Наиболее колоритный представитель вида — киноверсия Гимли из «Властелина Колец», тот Гимли, из которого сделали классического Симпатичного Представителя Нацменьшинства для посадки в ромовый торт.
  • Дварф воинственный организованный. В намного меньшей степени раздолбай, чем предыдущий подтип, этот дварф в первую очередь законопослушен. В мирное время он трудится на подземном заводе от гудка до гудка, в военное время — сражается в строю-«хирде» в виде стены щитов, и на то, чтобы побухать и подраться, у него просто нет времени. Обычно такие дварфы более технологически развиты, чем «пивные». Литературные толкиновские гномы ближе к этому подтипу.
  • Стимпанковый дварф. Подтип организованного дварфа с технологиями XIX века. Вместо хирда — строй фузилёров, поддерживающий клинья паровых танков. На подземных заводах вовсю ухают паровые молоты, а то и гремят конвейеры. 
  • Гномик-изобретатель. Если дварф организованный — заводской рабочий без лишних хитростей, то гномик-изобретатель — инженер с сумасшедшинкой. По раздолбайству не уступает пивному дварфу, но раздолбайствует не на ниве пьянок и драк, а на ниве кербалоподобных безумных конструкций, которые свистят, пердят, взрываются, прыгают, стучат, выпускают дым и искры. Если у стимпанкового дварфа всё работает как часы с немецким качеством, то творения гномика-изобретателя — скорее, made in China. Кодификатор — гномы-тинкеры из Dragonlance.
  • Волшебный гномик. Сказочный гномик в смешном колпачке, росточком меньше всех других, не чурается магии. Это один из наиболее фольклорных типов, жить может не в горах или пещерах, а в лесу, под холмом. Таковы типичные гномики в мирах Dungeons & Dragons.
  • Гном жадный. Может быть похож как на дварфа, так и на гномика, но главное в этом архетипе гнома то, что он любит золото. Это алчный, жадный тип, который живёт тем, что преследует богатство. Как вариант, может не пытаться захапать чужое богатство, а вернуть своё, когда-то украденное. Если классический жадный гном довольно продажен, то мститель-экспроприатор может иметь нечто, похожее на достоинство и честь (кодификатор этого подтипа — Торин из «Хоббита»).
  • Гном Высокий и Таинственный. Это, скорее всего, не дварф и не гномик, а какой-то свой, особый подтип гнома. Эти гномы не от мира сего, владеют неподвластными другим знаниями и технологиями, скрывают их от других рас, как и свои цели. Мало кому удается побывать в их построенных по загадочным чертежам городах, а ещё меньшему количеству чужаков — понять тот глобальный проект, который воплощает в жизнь эта раса. По меркам фэнтезийного мира технологии таинственных гномов могут быть неотличимы от магии. Могут руководствоваться серобуромалиновой моралью. Ростом часто крупнее всех других гномов. Типичные примеры — Черные Гномы у Перумова, Двемеры в The Elder Scrolls.
  • Гном-нечисть. В этом образе акцент делается на том, что гномы — не подобная людям раса, а сверхъестественные существа или даже духи. Такие гномы могут быть ужасны обликом, каменеть на солнечном свету, нырять сквозь землю и камень, как сквозь воду, питаться рудой или углём. Сочетание этого типа с «воинственным пивным» — гномы Каттнера.
-4