По итогам 2006 г. доля Maskun Kalustetalo Oy на мебельном рынке составляла 8%. Лидером рынка оставалась Kesko - входящие в нее Indoor Group (Sotka и Asko) и Kodin1 составляли 20% рынка при выручке 200 млн. евро за 2006 г. У Indoor Group на середину 2007 г. было 85 магазинов.
На август - ноябрь 2007 г. в Maskun Kalustetalo Oy входило 54 собственных магазина и 5 магазинов-франчайзи. За два прошедших года открылось 15 новых магазинов. В планах было до конца года довести их число до 60-ти. Компания открыла второй магазин в Эстонии, на этот раз в Тарту.
- "В Оулу наши торговые площади увеличатся в 10 раз. Мы также купили и несколько семейных предприятий. Кроме того, мы постоянно укрепляем свои позиции в Прибалтике", - комментировал тогдашнюю ситуацию Тойво Сукари.
Выручка Maskun Kalustetalo Oy за 2007 г. выросла на 37,5% до 110 млн. евро. Лидер рынка Indoor Group нарастил выручку в 2007 г. на 5,75% с 200 до 211,5 млн. евро. В целом, рост мебельного рынка Финляндии, по оценке Kaupan liitto, в 2007 г. оценивался в 8,5%.
Maskun Kalustetalo Oy было вторым по величине отечественным продавцом мебели в Финляндии. В компании работало 400 сотрудников.
В ноябре 2007 г. Maskun Kalustetalo Oy продало компании Schaumann Investment Oy, входящей в датский холдинг Schaumann Properties, здание магазина в Рийхимяки площадью 2800 кв.м. Долгосрочным арендатором здания осталось Maskun Kalustetalo Oy.
В середине декабря 2007 г. 53-летний Тойво Сукари принимает решение сосредоточиться на бизнесе в сфере недвижимости и объявляет о своем уходе с поста генерального директора Maskun Kalustetalo Oy, продолжая оставаться председателем правления компании. Новым генеральным директором должен был стать его многолетний заместитель, 36-летний Киммо Лампо (Kimmo Lampo). Изменения вступали в силу с января 2008 г.
По словам Сукари, 70% его времени уходило на проекты в сфере недвижимости, поэтому оставить операционное управления мебельной сетью ему следовало еще раньше, например, во время строительства ТЦ Ideapark в Лемпяяля.
- "Важно, чтобы 54 магазина мебельной сети управлялись хорошо, Masku может преуспеть с новым руководством", - считал Сукари.
Сукари все же собирался продолжить работу в правлении компании, продать которую у него не было намерений. Кроме того, директором по маркетингу компании оставался его старший сын Пекка Сукари.
По словам Сукари, Лампо был выбран им в качестве преемника на посту генерального директора из-за его большого опыта в управлении компанией.
По словам Сукари, компания было редкостью на мебельном рынке Финляндии - она была довольно прибыльной.
Новый генеральный директор Maskun Kalustetalo Oy Киммо Лампо уже давно работал в мебельной отрасли. В команде Сукари он начал работать в 14 лет. Начиная с 1999 г. в должности заместителя генерального директора Лампо отвечал в Maskun Kalustetalo Oy за закупки, продукцию и связи компании в Финляндии и за рубежом.
- «Я вижу в будущем Maskun Kalustetalo в качестве международной и эффективной мебельной сети, которая будет продолжать обслуживать всю потребительскую базу», - заявил Лампо.
По его словам, Maskun Kalustetalo намерена стать в течение пяти лет значимой мебельной сетью и в других странах Северной Европы, и в странах Балтии. Первые магазины компании в Швеции как раз только что открылись.
Тойво Сукари дополнил эти намерения. В следующем, 2008 году он планировал открыть 60-й магазин и на этом остановить расширение сети в Финляндии. Предполагалось начать международную экспансию - в Швецию, Норвегию, Данию, в страны Балтии, в Санкт-Петербург. Уже были начаты поиски подходящего места для открытия нового, третьего, магазина в Таллинне, Эстония.
Экспансия в Швецию действительно началась в 2007 г. И это при том, что в этом же году Indoor Group закрыла 2 из трех, а в 2008 г. намеревалась закрыть и последний магазин Asko в Швеции.
Весной 2007 г. Тойво Сукари купил у Мартти Кески-Пуккила (Martti Keski-Pukkila) в Швеции принадлежащий последнему магазин Finnlandia в Стокгольме.
Было решено выйти на мебельный рынок Швеции с двумя концепциями - финский магазин Masku и шведский магазин Finnlandia.
Из примерно 5000 кв.м площади магазина Сукари отдал половину Masku, а другую половину - Finnlandia. В дополнение к торговой недвижимости Сукари также приобрел около 4000 кв.м. складских и логистических площадей.
«Продажи магазина уже удвоились», - хвастался Сукари.
К сентябрю 2008 г. Сукари также приобрел для сетей Masku и Finnlandia недвижимость в городе Норрчёпинг (Norrköping), лен Эстергетланд, вдоль автомагистрали E4. Магазины должны были открыться в сентябре и октябре 2008 г.
Помимо этого, в шведском городе Хапаранда, лен Норрботтен, у Сукари был земельный участок в километре от магазина Ikea.
Ожидалось, что строительство торговой недвижимости начнется следующим летом (лето 2009 г.), а сами магазины откроются в 2010 г.
Сукари считал, что оборот в Швеции составит 10 млн. евро в 2008 г. и 15 млн. евро в 2009 г. Рентабельность по EBITDA должна была составить 10%.
Тойво Сукари намеревался в течение пяти лет в Швеции открыть в общей сложности 10 магазинов Masku/Finnlandia, и 20 - в долгосрочной перспективе. Также планировалось построить сеть из 10 магазинов Finnlandia в самой Финляндии. Первый магазин должен был открыться в 2009 г. в Райсио.
В Финляндии Finnlandia должна была стать полноценной мебельной сетью, ценовой уровень которой немного дороже, чем у Maskun Kalustetalo. В Швеции Finnlandia до сих пор была известна в основном кожаными диванами.
По словам Сукари, в Швецию на сентябрь 2008 г. было вложено около 15 млн. евро, из которых 12,5 млн. евро были вложены в недвижимость. Строительство коммерческих помещений в Хапаранде должно было обойтись в 5 - 6 млн. евро.
Сукари говорил, что будет финансировать свои инвестиции в основном за счет сделок с недвижимостью. Хотя продажи недвижимости в последнее время стали значительно сложнее, он заверял, что шведские проекты будут завершены.
Для развития шведского бизнеса были созданы четыре компании: Läderinvest AB, Järfälla; Masku Sweden AB, Järfälla; Fastighetsbolaget Studio Interiör AB, Järfälla; Hetkinen Fastighets AB, Järfälla.
С.Ф.
Предыдущая часть здесь.
Следующая часть здесь.
Содержание блога. Указатель статей.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте лайк.
Спасибо за просмотр.