Найти в Дзене

Заметка 2 / Мотивация монаха

Оглавление

Всеволод Иванов "Монах у врат"
Всеволод Иванов "Монах у врат"

Хочу сразу сделать оговорку: если читатель глубоко религиозен и чувствителен к разговорам на тему церкви вне установленной догматики - лучше сразу пройти мимо этой заметки. Автор не преследует цели задеть чьи-либо чувства, излагает свои субъективные мысли со своей сугубо мирской, светской колокольни. 

Неожиданный подарок

Однажды мне попала в руки одна книга в качестве подарка. Признаюсь, для меня было лёгким потрясением получить именно такую книгу именно от этого дарителя. Человек, подаривший мне её, один из самых свободно и гибко мыслящих из всех, кого я знаю. И вот я распаковываю подарок, а там - самая настоящая православная книга с иллюстрациями во весь разворот - храмы, кресты, рясы, священники... Это было, мягко сказать, неожиданно. 

Даритель, заядлый книгоед и пожиратель всего, что даёт пищу для ума, не оставил мне выбора: из желания понять, чем так зацепила его эта книга, ваш автор решил - буду читать! 

Название книги не упоминаю намеренно, т. к. это не столь важно. Речь пойдет о том, какие мысли у меня расшевелились за время знакомства с данной тематикой. 

Первое, что отмечу - написано действительно искренне и это главный аргумент, удерживавший моё внимание на 635 страницах. Автор книги пишет о мире своего монастыря с восторженностью ребёнка, за это начинаешь проникаться его рассказом и желание "дослушать" до конца не пропадает. Как вы понимаете, оно, скорее всего, пропало бы, если б начались мотивы о том, какие мы все "заблудшие овцы" и как нужно жить "правильно" (те, кто бывал в современной церкви, наверняка хоть раз сталкивался с тем надменным "радушием", после которого бывать там снова не хочется). Так вот, здесь ничего подобного замечено не было, за что автору большое спасибо.

Второе, что хочется также упомянуть - монастырь, как явление - это совершенно другой мир, примерно как планета Юпитер. Там царит настолько иной уклад и иное мышление, что между обычным светским человеком и монахом разница просто колоссальная. Понять друг друга очень сложно, особенно на рациональном уровне. Монастырь - это, скорее, мир иррационального, там часто не работает понятная мирская логика и пытаться во многих случаях к ней аппелировать просто бессмысленно. Это не хорошо и не плохо, просто по-другому. 

Конечно, любому человеку, интересующемуся культурой во всех её проявлениях, довольно интересно заглянуть в такие уголки и поразмышлять. *Начинаю улавливать смысл подарка*.  

В поисках скрытых смыслов. Шаг 1.

За время чтения этой книги моей целью стало попытаться понять глубинную внутреннюю мотивацию монаха. 

Признайтесь, разве к вам не закрадывалась хоть раз в жизни мысль на грани жуткого недоумения: "КАК можно отречься от всего мира и в здравом уме до конца дней обречь себя на замкнутую жизнь внутри периметра монастыря?!" Ведь монашеский постриг - это аскеза, это очень серьёзные ограничения, это, в конце концов, строжайшее однообразие изо дня в день, из года в год, из века в век. 

Если обратиться к истории монашества, то там есть вполне понятные вехи, складывающиеся в одну общую картину. Возьмем именно христианскую традицию. 

Если кто не в курсе, в текстах Библии нет никакого упоминания о монашестве. Можно считать первым монахом самого Иисуса Христа, он не был женат, жил в аскезе, не имел крыши над головой, странствовал, был свободен от привязанностей и т.д. Первые христиане, по примеру Христа и его апостолов, выбирали для себя аскетичный образ жизни, желая устремиться к своему идеалу, быть на него похожим. Потом во времена гонений на ранних христиан затворничество было необходимо для сохранения общины, развития идей учения и несения слова Божьего. Как организованное учреждение монашество оформилось в IV веке, после легализации церкви. С этого периода история насчитывает большое множество этапов, во время которых монашество по-разному трансформировалось внутри себя. 

Не буду вдаваться в детали, так как в целом не являюсь специалистом в этой области, поделюсь лишь некоторыми тезисами, которые мне удалось узнать из исторической справки: 

- западное и восточное монашество развивались по-разному и имеют много различий;

- история знает не мало искажений исконной идеи монашества: возникновение частной собственности, вмешательство в политику, постриг по принуждению, соперничество и борьба за влияние, учреждение монастырей богатыми людьми с целью получения земельных привилегий и др.;

- долгое время монастыри были оплотом просветительской деятельности, при них развивалось книжное дело, возникали библиотеки, школы, приюты, лечебницы (яркая иллюстрация - монашествующие братья Кирилл и Мефодий проповедовали идеи христианства среди славянских племён и разработали для них азбуку и письменность);

- на Руси основание монастырей помогало в колонизации незаселенных местностей. Возле пустынножителей селился народ и возникал посёлок. Таким образом, например, возник город Устюг;

- в монахи шли не всегда по призванию, об этом есть письменные свидетельства самих отцов церкви. Некоторые искали спокойной жизни, где можно укрыться от страшных напастей - голода, войны, эпидемий и пр. Одно время требовались специальные "взносы", чтобы стать монахом.

- в России после октябрьской революции 1917 г. и за весь период советской власти практически полностью утратились многовековые традиции монашества. Массовое открытие новых монастырей начинается с 1988 года. 

В поисках скрытых смыслов. Шаг 2.

Итак, теперь вернемся в нашу современность, в сегодняшний день.

Книги печатаются в светских типографиях, слава богу есть общественные школы и университеты, научное сообщество занимается своим делом и движет наш прогресс вперед, человечество многое узнало о самом себе и об устройстве мира, и продолжает узнавать. Догматическое сознание уже несколько веков как трещит по швам и уверенно уступает рациональному. Человека больше не устраивает подчинение некой непостижимой Сверхистине, в которой нельзя сомневаться и над которой нельзя размышлять. Человек к 21-му веку перешел на следующий уровень осмысления окружающего его мира, он занят поиском ответов на свои вопросы и сковывающие свободу мысли догмы не должны в этом мешать. 

Так где, спрашивается, место во всей этой парадигме осмысленной мотивации молодого монаха? Из чего она складывается, на каких столпах стоит? 

Не найдя иных соображений, склоняюсь к тому, что даже самый убежденный и искренний современный монах пришел к своему призванию в поисках индивидуально-психологической практики. В поисках всё того же послабления экзистенциональной тревоги. В поисках альтернативного социального устройства, в котором ему комфортнее существовать и в котором он находит утешение. Что же касается некой миссии в пользу человечества, наверное, сохранение традиций в какой-то мере эту пользу приносит. Но тогда напрашивается понимание представительско-созидательных функций всего института церкви и полный отход в сторону от борьбы за влияние и власть над умами. 

В свете размышлений над чистотой и праведностью церковных служителей, мне не даёт покоя одна китайская поговорка:

Легко быть святым, сидя на горе Тайшань. Гораздо сложнее оставаться святым, сидя на базаре. 

У меня нет никаких сомнений, что есть совершенно искренние служители церкви, монахи, которые следуют каждой букве учения, в которое веруют, и олицетворяют собой светлейшие человеческие души. Они живут в своём мире, может иррациональном, может непонятном извне, но точно не на стороне зла и без корыстного умысла. 

Но еще у меня совершенно нет уверенности в том, что эта практика осуществима вне замкнутой системы. Что инструменты этой практики могут действенно работать вне этой замкнутой системы. 

Ваш автор работает с людьми каждый день и непонаслышке знает, насколько ограничены пределы нервной системы человека. За время рабочего дня у тебя нет возможности выключиться из самого себя и уйти на часок в молитвенный транс. Нет такой строгой упорядоченности взаимоотношений, которая, конечно, не даёт гарантий против явлений деспотизма, но всё же подчиняет определенному регламенту всех участников отношений, объединённых одним сводом догм. 

Что остаётся делать вашему автору в таких обстоятельствах? Ответ звучит примерно так: 

- во-первых, учиться принимать мир во всём его многообразии. В любой момент всё может пойти не по плану и против правил. Да, иногда мир катится в полный хаос и становится безумным. Но это данность и от неё не спрятаться в укрытии. Такого укрытия попросту нигде нет. Вернее есть - это ваш здравый смысл и умение адаптироваться. 

- во-вторых, изобретать новые способы налаживания контакта с людьми через изучение психологии как своей собственной, так и других. Чем больше разбираешься в том, какие мы разные, тем лучше ты информирован, а значит более терпим и устойчив к различным неожиданностям. 

Вообще, это дорога длиною в жизнь. Разобраться в премудростях человеческого устройства крайне сложно, но этот путь хотябы имеет направленность и промежуточные результаты, что уже делает его перспективным. 

- в третьих, изучать и совершенствовать себя, развивать эмоциональный интеллект (эту тему затронули в ранней заметке), обращаться к достижениям научного сообщества в различных областях, главным образом, в тех, которые можно причислить к общему понятию культурной антропологии. 

Этот перечень может быть очень длинным, зависит от глубины рефлексии. В нём также стоит упомянуть о важности разрешения внутренних конфликтов, ведь если они есть, они никуда не денутся, а мини-транс останется мини-трансом. Умение работать со своей агрессией, которая также есть абсолютно у всех, как острые клыки у грызунов, которые им нужно время от времени стачивать (но, в случае с человеком, "стачивать" так, чтобы это было максимально безопасно для других). Как выбираться из кризисов, как простроить свои границы, как гармонизироваться и направлять свою энергию в продуктивное русло. Это и многое другое, что в конечном счете служит более успешной социализации и более комфортному пребыванию в этом мире. 

Путь крайне непростой, но он есть, и без элемента напряженности он не активируется. Мы не можем всем человечеством уйти в монастыри и отречься от всего земного. Мы уже выросли из прежних форм сознания, когда на сложные вопросы можно было получить простые ответы и успокоиться на этом. Нам надо учиться со всем этим земным жить и не уклоняться от этой задачи. Каждый делает свой осознанный выбор, кто-то видит себя иноком, кто-то миряниным; кто-то бунтарь, кто-то созидатель. Но у нас есть нечто общее, что нас безоговорочно объединяет - это наш дом, наша планета. И деться с неё нам некуда. Придется делать шаги в сторону построения добрососедских отношений, независимо от выбора собственного кредо. Иначе дом просто рухнет. 

Завершить свой длинний пост хочу цитатой глубоко верующего, всемирно известного автора сказок для детей и взрослых Ганса Христиана Андерсена:

"Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу. Потому что творит добро, не ожидая награды. В отличие от верующих лицемеров."

Ваш, 

Неисправимый Созерцатель