Голые, грязные и вечно бормотавшие свои молитвы, они могли предлагать царю сырое мясо, называть его кровопийцей и все же впоследствии быть приглашенными на королевский праздник. Их «сверхъестественные» силы внушали благоговение как знатным, так и крестьянам.
Когда в 1570 году царь Иван Грозный подошел к городу Пскову со своей армией, его план заключался в том, чтобы жестоко наказать жителей города за их неоднократные попытки ослушаться московского царя. Псковчане, ожидая страшной расправы, тем не менее вышли навстречу Ивану, приветствуя его хлебом-солью. Затем, согласно хроникам, случилось нечто странное. Голый мужчина, весь в грязи, вышел из толпы и протянул царю кусок сырого мяса, сказав: «Считает ли Ивашка, что съесть кусок мяса животного во время поста - это грех, а есть столько же мяса, сколько нужно человеку? поскольку он уже ел, не является ли грехом? »Нищий имел в виду зверства, совершенные царем Иваном, когда он жестоко подчинял другие русские города московскому правлению.
Кто может быть груб с царем и сойти с рук? Только святой дурак. Именно таким был нищий, известный как Николай Салос из Пскова («сало» в переводе с греческого означает «святой дурак»). Легенда гласит, что этот жест спас Псков от царских репрессий: Ивану Грозному стало стыдно за свою жестокость и он покинул город.
Святые дураки в Древней Руси
«Александр Македонский перед Диогеном Синопским» Ивана Тупылева
Иван Тупылев, 1787
Святые дураки, также известные как «благословенные дураки», были известны в Древней Греции (наиболее известным из них был Синоген, живший в бочке), а также в мусульманских странах (суфии), Индии (бхакти-йоги), Буддийские регионы (ньонпа йоги). И везде у них были свои особенности. В восточной православной традиции их называли «юродивый», или «похаб» (похаб). Не случайно слово «юродивый» («святой дурак») звучит очень похоже на слово « урод » (урод, « урод » ). Более подходящее имя для такого человека - «дурак для Христа», в котором подчеркивается, что поведение человека является не результатом психического заболевания, а религиозного рвения.
Отсюда разница между святыми дураками и шутами: последние ведут себя комично и вызывающе только во время праздников, тогда как первые остаются в экстатическом, чокнутом состоянии всю свою жизнь.
Понятие глупости для Христа пришло в Россию из Византии. Самым ранним известным святым дураком на Руси был Исидор, который жил в Ростове во второй половине XV века. Его прозвище было Твердислов: скорее всего, в связи с тем, что он постоянно повторял одно и то же слово или фразу. Исидор жил на болоте и носил хворост для одежды. Говорили, что он разоблачил княжескую власть. В 16 веке он был посмертно объявлен святым.
Икона Исидора Блаженного
Всеобщее достояние
Глупость для Христа стала по-настоящему популярной в России в 16 веке. Святой дурак Вязьма Аркадий, согласно легенде, мог видеть змей, прячущихся в кувшинах и горшках, и неоднократно «изгонял» их, разбивая упомянутые горшки. В Ростове был Иоанн Власатый, а в Москве в 1547 году святой был объявлен Максим Московский, святой дурак, который жил столетием ранее и был известен тем, что ходил по обнаженным. О его жизни известно очень мало, но его все же почитают как святого дурака.
Самым знаменитым святым дураком в Москве, Василием Блаженным или Василием Христовым, которому был назван собор Святого Василия на Красной площади, также ходили обнаженные. Его жизненная история представляет собой объединение всех классических рассказов о святых дураках: он ходил обнаженным, неистовствовал в торговых палатках, разбивал горшки и посуду, и, конечно, он наставлял царя за свою жестокость. Можно сказать, что святые глупцы стремились подражать Христу, который носил лохмотья, проповедовал своим последователям и преследовался теми, кто у власти.
Собор Василия Блаженного в Москве, Храм Василия Блаженного
Легион Медиа
Сам царь Иван пропагандировал глупость для Христа и святых дураков. Он помог нести гроб Василия Блаженного, и именно во время его правления Прокопий и Иоанн Устюгский и Максим Московский были признаны святыми. Будучи первым московским царем, он стремился показать свою набожную религиозность и благочестие: согласно греческой православной традиции, святые дураки считались самыми верными и бескорыстными верующими. Таким образом, для Ивана эти действия были элементом его религиозной и социальной политики.