Антон Чаблин, главный редактор аналитического издания "Акценты", кандидат политических наук:
Будут ли внесены поправки в уставы и конституции регионов вместе с поправкам в основной документ государства?
Думаю, прямой установки Кремля на полную унификацию регионального законодательства в соответствие с изменениями Конституции РФ нет. Хотя, практически не сомневаюсь, что губернаторы и региональные заксобрания и сами воспримут идущий "сверху" сигнал, и поспешат добровольно изменить Основные законы.
Быть может, это даже превратиться в своеобразное "социалистическое голосование" (как, например, в 2010 году, когда регионы, и в первую очередь, республики принялись наперебой избавляться от приставок "государственный" в названии своих органов, а "президентов" переименовывать в "глав"). И вот тут, уж можно не сомневаться, краше всего себя попытаются показать именно губернаторы республик - не только Северного Кавказа, но и, скажем, Татарстана или Башкирии.
В целом же унификация выглядит вполне логичной: например, чтобы топ региональных правительств согласовывали парламентарии (или, как минимум, после плотных консультаций с ними). Но главное, чтобы все это не выродилось в кампанейщину, а инструментарий парламентаризации реально работал. То же самое касается, например, и расширения полномочий ОМСУ. Мы можем сколько угодно закреплять в законах и постановлениях разделение органов госвласти и органов МСУ, но в реалиях, очевидно, губернаторы по-прежнему будут вмешиваться напрямую в назначения мэров. Лояльных - продвигать, а нелояльных - убирать.
Тут никакими "косметическими" изменениями даже в каждую региональную Конституцию не ограничишься. Нужна совершенно иная политическая культура.