Найти тему
Vlad B.

Как остановить школьный беспредел

20 января в рамках телевизионной программы "Время покажет" на базе очередного чрезвычайного происшествия в средней школе, когда ученик разбил в кровь лицо 61-летней учительницы и крушил мебель в классе, её ведущие и участники пытались проанализировать проблему и найти решение проблемы.

На мой взгляд, передача получилась шумной, неумной и неконструктивной. Ни один из выступавших, в том числе и модератор дискуссии, не смог определить и сформулировать главную причину этого уже повсеместно и широко распространившегося явления, а, значит, и предложить какую-то конструктивную систему мер по решению проблемы. Особенно озадачил уровень "экспертов" из числа педагогического сообщества, которые показали полную человеческую и профессиональную несостоятельность.

На мой взгляд, нескончаемый круговорот реформ образования за последние 30 лет, на которых зарабатывали разного толка гиперактивные реформаторы, дали, наконец, нужный их устроителям эффект. Сокращение расходов на образование, размашистая кастрация учебных программ и подрыв материального базиса профессии учителя наряду с внедрением наивных псевдолиберальных идей обеспечения "личной свободы и защиты прав ребенка" в ущерб соблюдению прав преподавателя, сознательно или бессознательно разрушило баланс инструментов управления образованием (обучение, оценка работы, поощрение, принуждение, наказание). Крайне негативную роль в этих условиях сыграло и введение в школах системы т.н. "инклюзивного образования". Всё это привело к тому, что школа как институт воспитания молодых граждан рухнула, а от лучшего в мире советского образования мало что осталось.

В свою очередь, экономическая ситуация в стране практически не оставила в обществе стимулов к получению знаний и хорошего образования. По факту за редким исключением имеем расширенное воспроизводство полуграмотных маргиналов с примитивным ЕГЭ-сознанием, стертым творческим началом и субкультурой АУЕ уже как минимум в двух поколениях выпускников. В условиях демографического кризиса в жизнь входит поколение, не готовое к решениям проблем обеспечения устойчивости государства.

Что необходимо срочно делать для исправления ситуации:

  • Увеличить зарплату учителей до уровня, минимум вдвое превышающего уровень зарплат в регионе. Разработать систему мер по увеличению престижности труда школьного педагога. Сделать профессию привлекательной для мужчин. Создать условия для приема на работу по конкурсу.
  • Повысить в обществе статус школы, школьного образования и уважение к авторитету учителя. Отказаться от практики определения чиновниками труда преподавателя как "предоставления образовательных услуг", что в условиях громадного имущественного расслоения понижает его статус в обществе до уровня страты представителей неквалифицированного труда. Признать профессию школьного учителя одной из главных в решении общегосударственной задачи обучения и подготовки подрастающего поколения к обеспечению продуктивной работы на благо устойчивости российской экономики и безопасности государства.
  • Разработать и ввести в практику работы школьных педагогов систему действенных инструментов принуждения и наказания учеников за проступки и неуспеваемость с последовательным и понятным механизмом применения, способных остановить хаос и беспредел в школах со стороны лиц, не желающих получать образование и нарушающих конституционное право на получение качественного и бесплатного образования другими.
  • Внести изменения в Административный и Уголовный Кодексы РФ в части снижения возрастных границ и расширения практики привлечения учеников и их родителей к административной либо уголовной ответственности за тяжелые нарушения дисциплины и хулиганство в школе.
  • Ограничить паразитирование на праве всеобщего бесплатного среднего образования. Ввести в практику институт исключения из школы, в рамках которого родители наказанного ученика самостоятельно ищут возможности продолжения образования в другой школе, администрация и педагогический совет которой будут согласны дать ему еще один шанс. При этом родители должны терять право на всеобщее и бесплатное среднее образование для такого ученика путем его перевода на платную основу на оговоренный испытательный срок (но не менее года). В случае повторного исключения ученик переводится либо на домашнее обучение, либо в коррекционную школу или в специализированный интернат.
  • Отказаться от практики т.н "инклюзивного образования" в школе, когда в классе, наряду с обычными здоровыми, обучаются дети с ограниченными возможностями и деструктивным поведением. Ужесточить требования психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) к отбору учеников, способных к обучению в обычной школе.
  • Расширить сеть специальных коррекционных школ и интернатов для детей с отклонениями в развитии, неоправданно сокращенных в ходе компании по оптимизации расходов на образование.

Приглашаю читателей к конструктивному обсуждению проблемы