Буллинг (от англ. bullying ) - травля, проявление агрессии. Так называемый психологический террор. С данной проблемой сталкиваются подростки по всему Миру! По данным исследования Дэна Олвеуса буллингу подвергается 35-40% подростков средней и старшей школы в Мире. В России эта цифра достигает 25%!!! Четверть учеников максимум раз в день и минимум 1 раз в неделю испытывает на себе агрессивное преследование от одного (лидера) или нескольких человек, иногда целых групп.
Кандидат психологических наук Ольга Калиниченко рассказала «Коммерсанту», что в школах дети не рассказывают учителям о травле со стороны других учеников. По словам специалиста, число детей, которых унижают в школе, в пять раз чаще, чем кажется учителям. Однако дети скрывают, что над ними издеваются. Ольга прогнозирует дальнейшее увеличение масштабов травли. Она предупреждает, что агрессивные выпады в сторону слабых учеников вскоре обретут огромные масштабы, если буллинг продолжат скрывать от общественности.
Сложно не согласиться с этими утверждениями. Потому как именно Россия лидирует, к сожалению, не только по количеству подвергающихся террору подростков, но и по ужасающей доле подростков занимающихся травлей (буллеры) - 40 %. Это страшно.
Но, с появлением свободного доступа в Интернет и к социальным сетям, появился еще один вид психологического воздействия на человека - кибербуллинг (травля в сети).
Российские пользователи чаще всего сталкиваются с травлей в сети, чем пользователи из других стран.
По данным исследования Microsoft, в 2018 году 74% россиян подвергались кибербуллингу. А вот в мире это число меньше - 66%.
При этом больше всего оскорблений в сети получают подростки, чаще всего девушки (54%).
Да, можно долго рассуждать на эту тему и обсуждать статистику.
Но, важнее всего - понимание последствий, которые несет за собой буллинг и кибербуллинг. А также необходимо начать бороться с "чумой нашего времени".
Существует 3 категории ролей в процессе буллинга:
- Жертва
- Агрессор (буллер)
- Свидетель
Процесс психологического террора не проходит бесследно ни для кого. Психологи утверждают, негативные последствия возникают у каждой группы участников травли.
Ознакомившись со многими материалами, статьями и исследованиями в данной области, я хочу выделить особо важные и тяжелые последствия травли:
Самые тяжелые, конечно, проявляются у жертвы:
- Теряется уверенность в себе;
- Появляются психосоматические заболевания;
- Мысли об самоубийстве;
- Организация нападения на место, где происходила травля (школа, ВУЗ, теникум, работа).
Нередко можно услышать, что буллерами становятся не уверенные в себе дети с низкой самооценкой, подвергающие буллингу других, чтобы чувствовать себя лучше. Дэн Олвеус считает, что те, кто постоянно унижает и запугивает других, на самом деле не чувствуют ни беспокойства, ни неуверенности. Опыт насилия деструктивен и для личности агрессора:
- вырабатываются асоциальные черты личности;
- возникают трудности в создании доверительных отношений с родственниками, партнером, в т.ч. и с собственными детьми;
- низкий уровень просоциального поведения;
Свидетели - это школьники, учителя, и технический персонал которые не вмешиваются, когда буллинг происходит у них на глазах. Хотя очевидцы и не реагируют, но они, очевидно, тоже находятся под впечатлением от увиденного:
- страх от бессилия перед властью толпы;
- чувство вины из-за бездействия;
- ухудшение отношений с окружающими;
- изменение восприятия норм морали, зачастую, приводящее к принятию стороны буллера.
КАК СЕБЯ ВЕСТИ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК – ЖЕРТВА БУЛЛИНГА?
Зачастую родители жертвы буллинга чувствуют вину, страх, боль от бессилия, поэтому вместо поддержки и сострадания начинают ему советовать: "Нужно было дать сдачи" и т.д. Но не учитывают тот факт, что такими действиями подросток в глазах общества может стать агрессором.
Необходимо начать говорить с ребенком, он должен почувствовать поддержку. После чего он сможет открыто вам рассказать о своих проблемах. Если вы чувствуете, что сами не справитесь или не знаете, как помочь, лучше обратиться к психологу.
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам.
- Беспричинные боли в животе и груди
- Нежелание идти в школу и плохая успеваемость
- Нервный тик, энурез
- Печальный вид, беспокойство, тревожность
- Нарушенный сон, кошмары
- Длительное подавленное состояние
- Участившиеся простуды и другие заболевания
- Склонность к уединению, нежелание общаться
- Проблемы с аппетитом
- Излишняя уступчивость и осторожность.
Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они вовремя смогли попросить о помощи в случае школьного насилия.
Важно понять, что это может случится с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок.
КАК СЕБЯ ВЕСТИ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК – БУЛЛЕР?
Если ваш ребёнок обижает (буллит) других детей, бьёт их, издевается над одноклассниками — это уже не милые детские проделки, не повод для гордости: он вовсе не лидер, не сильная личность, а чей-то ночной кошмар. Это серьёзная психологическая проблема, и бороться с ней нужно всеми силами. Важно понять, откуда взялась такая агрессия, с чем она связана. На формирование личности и характера ребёнка огромное влияние оказывают семья, учителя, сверстники и то информационное поле, которое его окружает. Поэтому, если родители демонстрируют модель грубого отношения друг к другу, к соседям, коллегам или прохожим, нецензурно выражаются, могут позволить себе поднять руку на кого-то, включая домашнее животное, ребёнок автоматически воспринимает это как норму. Откуда ему знать, что подобное поведение недопустимо? Если так делают родители — его безусловные авторитеты — значит, нужно копировать этот алгоритм взаимодействия с миром. Поэтому в первую очередь нужно создать совершенно определенный микроклимат дома: спокойствия, дружелюбия, позитива, мягкого разрешения конфликтов. Покажите ребёнку на собственном примере, как нужно правильно выходить из спора и в целом общаться с другими людьми.
Основной тезис принятого сегодня подхода к противостоянию буллингу прост: буллинг можно уменьшить, объединяя усилия, оказывая сопротивление и системно работая на всех уровнях.