Я думаю, из предыдущей заметки вы уже поняли, что комплаенс - это что-то из области бизнеса и корпоративного управления, одна из сфер деятельности (бизнес-процессов) компании.
Теперь пришло время несколько углубиться в эту тему и более подробно поговорить о том, что же всё-таки из себя представляет этот "комплаенс" (ух, чувствую на себе весь груз ответственности, ведь вернуть всё назад и второй раз сформировать у вас представление о сущности комплаенс у меня уже не выйдет).
Что ж, начнём.
[Лирическое отступление]
В последнее время в разговорной лексике молодёжи и в рамках делового общения на уровне профессиональных сообществ мы сталкиваемся со стабильно растущим наплывом различных англицизмов, что, впрочем, неудивительно, учитывая влияние, в частности, на отечественную бизнес-среду, западной культуры.
Указанная тенденция достигла таких масштабов, что зачастую старшее поколение уже и не всегда в силах понять, о чем рассуждают их потомки.
Например, как вам это:
"Сегодня флексили с донклами в шк, стенили своих крашей, а сасные хэнцы рядом рофлили, такой кринж!.."?
Что, почувствовали себя старым?;)
И хоть приведенный пример на данный момент является скорее показательно комичным, нежели реальным, думаю, тенденция ясна. Не обошла она и пришедший с Запада комплаенс, который, если верить Оксфордскому словарю, дословно с английского переводится как согласие, соответствие (от глагола to comply – соответствовать), что, впрочем, вполне отражает самую его сущность.
Конечно, эдакие русофилы, выступающие за чистоту русского языка, могут посетовать, дескать, неужто нельзя подобрать "отечественный" аналог этой "иностранщине", хотя бы на уровне определения?!
Но если в паре "галоши - мокроступы" ответ более менее очевиден, то что поставить в связке "комплаенс - ?" для меня остается загадкой, так как подобного явления наша бизнес-практика "доселе не видывала", в связи с чем почти подчистую и перекопировала этот "институт", включая название.
Впрочем, пардон, мы несколько отвлеклись.
Несмотря на универсальность комплаенс с точки зрения его природы и содержания, по крайней мере отечественная бизнес-практика в зависимости от сферы применения выделила самостоятельные виды комплаенс со своими особенностями правового регулирования и применения, как то:
- налоговый;
- финансовый;
- банковский;
- экологический;
- антимонопольный;
- антикоррупционный
и прочая, и прочая...
В то же время, в научной литературе существует следующее мнение:
" исторически в своем ядре комплаенс несет антиотмывочную составляющую..."
- ряд исследователей в сфере комплаенс
Указанное мнение, при условии "связывания" нами на «идеологическом» уровне «антиотмывочной» деятельности с деятельностью по противодействию коррупционным явлениям в государственной и бизнес-среде, дает весьма прозрачное видение причин исторического развития комплаенс именно в «антикоррупционном» ключе.
Вместе с тем, погружаясь в сущность нашего объекта, абстрагируясь от различных подходов к определению содержательных пределов комплаенс и в целом его природы в зависимости от национального регулирования и бизнес-традиций той или иной страны, при его определении я бы постарался избрать максимально универсальный подход, "выразив" [антикоррупционный] комплаенс в виде:
совокупности взаимосвязанных
- функций
- механизмов
- инструментов
- политик
- практик
направленных на
- выявление и предупреждение коррупционных правонарушений (актов поведения) в организации (профилактика)
- пресечение, раскрытие и способствование расследованию таких правонарушений (борьба)
- минимизацию и (или) ликвидацию негативных последствий
в соответствии с принципами добросовестности, ответственности и этичности бизнеса.
Исходя из анализа наших текущих и предшествующих размышлений, может сложиться первичное впечатление, что комплаенс содержательно и "сущностно" ограничивается более знакомыми нам функциями компании по обеспечению внутренней (экономико-правовой) безопасности и областью внутреннего аудита.
Однако, "действуя" на стыке традиционных функций и бизнес-процессов организации, комплаенс, за счет высокой вариативности его инструментов, начиная с назначения ответственных подразделений (лиц) за профилактику коррупционных и иных правонарушений и разработки "пакета" антикоррупционных стандартов, заканчивая системой внутреннего обучения, тяготеет скорее к комплексной работе в области управления рисками, так или иначе охватывая все аспекты такой деятельности.
А какое определение комплаенс дали бы Вы?