Album Rating = 9
1) School 2) Bloody Well Right 3) Hide In Your Shell 4) Asylum 5) Dreamer 6) Rudy 7) If Everyone Was Listening 8) Crime Of The Century.
OOOO....boy-o-boy-o-boy.....даже не знаю, с чего начать.. Это просто невероятно. И поражает прежде всего то, НАСКОЛЬКО они спрогрессировали по сравнению с прошлыми работами. Нигде больше я пока не сталкивался с ТАКИМ резким скачком в качестве музыки! Впечатление такое, что музыкантов с прошлых альбомов тут заменил какой-то десант инопланетян. Неужели это те самые ребята, которых я слышал раньше? Ну да, голоса те, их невозможно спутать ни с какими другими... Но песни уже НЕ ТЕ. Прежде всего мы имеем тут совершенно другой, качественно другой уровень композиторского мастерства. За пару лет Ходжсон и Дэвис превратились из совершенно посредственных в крайне одаренных композиторов. Оба сразу! Ну как такое возможно?! Мало того, также сильно улучшилось и их вокальное мастерство. Поэтому исходя из всего вышесказанного, мы, начиная с этого альбома, становимся свидетелями, как я это называю, "впечатляющих творческих битв 2-ух гениев":). Каждый из которых будет стремиться переплюнуть другого, выдавая просто фантастические номера и оставляя слушателей буквально с открытыми ртами. Эх, побольше бы именно ТАКОЙ конкуренции.
На этом альбоме лично я отдал бы победу в этой "битве" Дэвису, так как думаю, что именно его вещи (Asylum, Rudy и заглавная песня) являются тут самыми сильными. Поэтому сперва о них.
Но начну, пожалуй, с другой его вещицы, - Bloody Well Right. Прежде всего зацените вступление: эти такие тонкие, легкие и изысканные быстрые клавишные импровизации реально не имеют больше прецедентов. А потом величественно вступает и сама песня, - снимая свой цилиндр, вас стильно и по-джентльменски приветствует "новый" Supertramp! GRAAAND IMPRESSSIVE! BUONGIORNO, SENIORE! И сразу вступает эта прикольная "кусачая" гитара, прокладывающая дорогу к...крутому хард-рок риффу, идущему параллельно с куплетами! А сам вокал Дэвиса звучит тут уже довольно зло и грозно! Припев же неожиданно идет вразрез с настроением куплета и оказывается довольно легким и даже шуточным. За ним следует нехилый гитарный проигрыш, который предваряет 2-ую серию куплетов. Песня заканчивается в легкой а-ля джазовой манере.
Другой номер....Asylum. Maaaaaaan.....вот ЭТО песня!!! Начинается все вполне спокойно и умиротворенно легкими клавишными пассажами и жалостливой мелодией Дэвиса. Ничто не предвещает грядущего кошмара. Грозные ноты появляются лишь в мощном масштабном припеве, который исполнен неподдельного драматизма и сопровождается фантастическим бэкграундом, - различными офигенными синтезаторными "разливами", эмитациями колоколов, хоров и т.д. Но самый пик песни наступает где-то после 5 минут, когда начинаются те самые зловещие грозные остановки и паузы основной музыкальной темы, которые несомненно являются одним из самых ярких моментов не только этого альбома, но и всего творчества Supertramp! Непосредственно перед ними вокал Рика также достигает кульминации эмоций : "IIII BELIIIEVE I'M DYIIING....WAAAAAAH!!!!" А затем этот совершенно бешеный накал страстей вдруг накрывает 1-вая остановка муз. темы и 1-вая жуткая пауза. В секундной тишине которой уже ощущается какая-то скрытая опасность и подвох. А до наступления 2-ой паузы музыка сопровождается имитирующими "пикирующие самолеты" звуками. 2-ая пауза также "пустая", но непосредственно при начале музыки за ней Рик уже начинает "дурачиться" и выдавать всякие нечленораздельные визги. Которые в 3-ей паузе уже превращаются во вполне полноценный короткий отрывистый громкий визг:). В любой др. ситуации я бы счел это чистой воды дурачеством, но только не тут...только не в этой песне! Учитывая ее к этому времени мастерски выстроенную общую "сумасшедшую" атмосферу, все эти визги лишь подчеркивают ощущения общей безысходности и страха. В 4-ой паузе-остановке Рик кричит: "NOT QUITE RIGHT!!". Имитируя, очевидно, выкрики только что запеленованного обитателя дурдома. И наконец в 5-ой паузе (правда это уже наверно и паузой не назовешь) Дэвис окончательно "сходит с ума", издавая душераздирающий волчий вой!! А если еще учесть, что я слушал это очень громко и с эффектом "surround sound"....вы представляете впечатление?? И вдруг песня неожиданно останавливается (6 пауза) и сменяется той тихой спокойной мелодией, с которой и начиналась. Full circle. Невероятный шедевр Supertramp!
Rudy, - также очень интересный номер! Представляет собой комплексную и довольно сложную вещь с постоянными сменами настроений, темпа и т.д. Тут также нет ни ярко выраженных куплетов, ни припева, что я лично приветствую, т.к. это добавляет известную долю оригинальности. Вещь открывается немного грустной пианинной импровизацией, которая в целом будет отражать общее задумчиво-философское настроение этой песни. Вступительный вокал довольно меланхоличен, но с 1:19 вдруг приобретает довольно энергичный характер, а еще несколькими секундами позже сменяется коротким классным гитарным хард-роковым запилом, по окончании которого вступает повторяющийся волнующий пианинный проигрыш, который, в свою очередь, уступает место короткому переходному грустно-гитарному этапу. После чего происходит некое "промежуточное подытоживание сюжета" в виде как бы выносящего грустное заключение вокала и довольно трагического саксофона на его фоне. А с 2:42 начинается следующий поворот сюжета, который представляет собой мощный атмосферный гитарный "ретро-проигрыш", поддерживаемый объемными грозными синтезаторными "полями" на фоне. С 3:09 (как видите, темы сменяют друг друга почти с молниеносной быстротой) песня опять проваливается в грустно-ностальгическую "яму", включающую усталые увядающие пианинные проигрыши, которые плавно переходят в своеобразное музыкальное выражение атмосферы ж/д вокзала: на фоне слышится зачитывающий, по-видимому, расписание поездов голос диспетчера (очевидно, Руди решил свалить подальше, применив паровоз:)). Но где-то около 4:00 атмосфера вдруг начинает становиться все более и более беспокойной, - появляется пульсирующий басовый ритм, а также заметно "волнуются" общий фон и пианино. С 4:27 все это перерастает уже в полноценный ритм, сопровождающийся беспокойными скрипичными запилами, олицетворяющими, по-видимому, холодные порывы ветра, после чего вдруг неожиданно вступает вокал Ходжсона. А затем Ходжсон и Дэвис вступают в своеобразную "вокальную перестрелку", характеризующуюся предельным подъемом эмоций и накалом страстей. С 5:35 Дэвис уже в одиночку бешено ведет песню к ее кульминации в виде торжественно-завершающей объемной гитарной партии в стиле Queen. Далее следует своеобразный эпилог: слышимые вначале звуки веселой ярмарки вдруг резко сменяются основной грустной темой песни, когда на фоне депрессивного музыкального сопровождения Рик подводит окончательный и, по-видимому, неутешительный итог всей песни. И все это завершается трагическими усиленными проигрышами скрипки из начала песни. Эта вещь, - фантастический пример того, как всего в 7 с хвостиком минут можно уместить огромное кол-во так органично сменяющих друг друга и сделанных с очень большим вкусом музыкальных тем! Это ли не талант?!
А как можно не впечатлиться потрясающей Crime Of The Century? Начинающаяся невероятно атмосферным и стильным фирменным сочетанием пианино с вокалом, эта вещь вдруг резко перерастает в страшный "грозовой" взрыв вокала Дэвиса, сопровождающийся пугающим "эпохальным" музыкальным фоном! После чего песня опять ненадолго "успокаивается", чтобы вскоре снова взорваться величественным гитарным проигрышем. А с 2:07 начинается самая захватывающая часть песни. Она начинается таким простым, но, ох, таким невероятно волнительным пианинным риффом Дэвиса, который будет сопровождать песню до самого ее конца. Далее напряжение нарастает все больше и больше. После чего вступает ритм и начинается 2-ая, наверно главная часть песни, которая, думаю, сделала бы честь любому знаменитому классическому композитору средневековья! Этот отрывок сделан поистине с эпохальным размахом. Чего тут только нет: и скрипки, и синтезатора, и пианино, и гитары, и саксофона. Последний, кстати, просто невероятно накалил атмосферу этой темы своими страстными иступленными трагическими проигрышами в конце, которые особенно подчеркивают драматизм и глубину этого отрывка. Думаю, это просто идеальный саундтрэк для слезовышибательного финала какого-нибудь гангстерского фильма:).
А что же Ходжсон? Его вклад также оказался весьма значительным. Никаких больше невнятных а-ля средневековых баллад. Теперь он также стал серьезным и интересным композитором. Так, его School открывает альбом на довольно интригующей ноте(ах). Эта одиноко воющая на фоне довольно беспокойного фона гармошка принадлежит к одним из самых узнаваемых начал какой-либо песни. Помню, как часто проигрывал этот альбом рядом с еще довольно небольшим и едва только научившимся говорить ребенком. И как тот довольно быстро, едва услышав эту начальную гармошку, стал говорить: "О! Школа!":). Как бы там ни было, сразу за этим вступает почти плачущий вокал Ходжсона, выдавая довольно оригинальную мелодию. Далее следует некая странная вступительная фаза, на таинственном фоне которой можно услышать характерные звуки из начальных классов школы (а может все же детского сада?). Ситуация разрешается отрывистым единичным детским визгом, после чего Роджер уже на полном серьезе начинает песню. Ооо...., какой же все-таки интересный у человека голос. Реально уникальный в своем роде. То же, кстати, можно сказать и о вокале Дэвиса. После короткого куплета песня снова "проваливается" в некий очередной волнующий подготовительный фон. Там есть "плачущая" гитара, там есть основной странный беспокойный синт-рифф, там есть "энергично подметающие" "ударные", а также и дополнительный 4-тактный "булькающий" синт-рифф ближе к концу. Вскоре песня снова выбирается на свет в виде изысканной и сделанной очень со вкусом пианинной импровизации, по завершению которой к Ходжсону присоединяется Дэвис, поющий, очевидно, от имени какого-то другого персонажа песни. Учителя? Отчитывающие интонации его вокала наводят на такую мысль (и мне реально лень залезть в текст). На финише мы опять слышим начальный куплет Ходжсона, но на этот раз в более истерической манере. Песня заканчивается торжественно и одновременно странно. По мне, - так суперпесня. В сравнении с тем ,что Ходжсон выдавал ранее, - просто небо и земля. Да будет к его чести сказано, что отныне в абсолютно подавляющем бол-ве случаев он будет сочинять именно подобные фантастические номера. И ближайший тому пример, - Hide In Your Shell. Начало, - в своеобразной цирковой манере: эти синтезаторные проигрыши звучат довольно характерно. Песня характеризуется сильными куплетными, припевно-подготовительными и припевными мелодиями. Причем тут различаются 2 вида перехода к припеву. 1-вый из них вы можете заценить с 0:53 секунды песни, - тут поддерживаемый хорами Роджер поет в довольно трагической и скорбящей манере. А 2-ой начинается с 1:19 секунды. Он уже более энергичный и "злой". И, наконец, красивый припев характеризуется очень удачно вставленными туда саксофонными пассажами, которые особенно подчеркивают его глубокий драматизм. Ближе к концу песни (где-то с 4:30) Ходжсон вдруг начинает как-то особенно истерить: причем сначала вроде бы не слишком выражено, но с каждой секундой все более и более сильно. Что в конце концов выливается в своеобразный "климакс" песни, - почти срывающиеся на плач жуткие драматические причитания Роджера, которые сопровождаются прекрасным хоровым саппортом (замечу, что предыдущие альбомы не содержали и сотой доли эмоций, заключенных лишь в одной этой песне).
И хотя оставшиеся Dreamer и If Everyone Was Listening уже не так впечатляют, как остальной материал, они, тем не менее, также довольно хороши. Dreamer открывается их фирменным Wurlitzer-ом, а также прикольным синтезаторным "звонком в дверь":). Затем присоединяется Ходжсон, в вокале которого слышны уже довольно характерные поп-интонации. Думаю, непосредственно с этой песни начинает прослеживаться явная любовь Роджера к поп-жанру, который он впоследствии так успешно скрестит с оригинальным стилем группы. И далее по песне можно наблюдать очень прикольный ритм и особенно ярко выраженное электрик-пиано, которое теперь чаще всего станет сопровождать именно поп-песенки Ходжсона. Нет, песня конечно классная, очень изобретательная во многих моментах и все такое, но как по мне, так все же довольно несерьезная (этот детский припев, например, и т.д.). If Everyone Was Listening, - наверно наиболее блеклая песня на альбоме. Т.к. ничего особо выдающегося и оригинального по сравнению с остальным материалом она не продемонстрировала. Хотя и обладает неплохой пианинной работой и красивым а-ля битловским припевом.