Оксана была наша "дочь полка".
Моя коллега Лариса, женщина глубоко верующая, заприметила ее, маленькую, одиннадцатилетнюю, но выглядевшую едва на семь, в церкви. Оксана - худенькая, с живыми глазами, так искренно молилась, что невольно привлекала к себе внимание.
Лариса взяла над ней шефство.
Она не стала ей приемной мамой, но помогала по жизни всем, чем могла.
И, чем старше становилась Оксана, тем больше помогала ей Лариса.
Она, сама мать двоих детей, брала ее к себе на каникулы. Кормила. Одевала. Брала с собой в церковь и в тематические православные поездки.
Детство у Оксаны было тяжелое. В детдоме ее, маленькую, слабенькую, бывало, и били, и издевались. Но в волчонка она не превратилась. Скорее, в "потеряшку". Которую и "нашла" Лариса.
Я познакомилась с Ларисой, когда Оксане было уже около 16 лет. И тоже, по мере возможностей, потихоньку помогала ей то вещами, то небольшими деньгами.
Все бы ничего.
Но однажды Лариса столкнулась с тем, о чем сейчас стали говорить больше, а раньше предпочитали молчать.
У детдомовских детишек со временем развивается специфическая черта: им начинает казаться, что все им кругом должны. Государство. Люди. Так сказать, компенсация за трудное детство.
И тогда...
Игрушки - не те...
Денег - мало..
Одежда - не та...
Приходя к Ларисе, Оксана, не мудрствуя лукаво, могла запросто попросить у нее денег на ДРУГУЮ одежду. Не на необходимую, а на другую. Или просто - денег. Настоящую цену денег Оксана не понимала долго. Не понимала, что Лариса их не печатает, а зарабатывает.
"Мне надо", и все тут!
Оксана была уже девушка взрослая, поэтому Лариса тихо, но твердо отвечала ей, что ее карман не бездонный, что у нее самой две дочки, и их тоже надо одевать - обувать.
Оксана некоторое время дулась. Но недолго. Природная доброта брала верх, и она опять тянулась к Ларисе.
Потом Оксане исполнилось 18. Нужные государственные органы не очень торопились обеспечить детдомовку жильем. Лариса нашла юриста. Грамотную замечательную женщину, проникнувшуюся историей Оксаны. Юрист выбила Оксане квартиру. Не хоромы, но и не развалюху. Однокомнатную, с АГВ, в четырехэтажном доме без лифта. Лариса нашла мастеров. Те за небольшую плату переделали квартирку в двушку, сделали ремонт. Оплатила все Лариса.
Оксана закончила училище, выучилась на крановщицу. Работать выходить желанием не горела, искала (или делала вид, что искала) работу попроще, а заработок побольше. Естественно, не нашла. Видя, что Оксану опять не туда несет, Лариса снова ее "подкорректировала", достаточно жестко заявив ей, что вечно содержать ее она не может. Что у Оксаны есть крыша над головой и профессия. И что пора бы судьбу брать в свои руки. Оксана опять обиделась и не появлялась у Ларисы полгода.
Потом опомнилась. Устроилась крановщицей и помирилась с Ларисой.
А потом вышла замуж.
Родила двоих деток.
Мамой стала трепетной. Муж у нее был непьющий, работящий. Конечно,не жировали, но и не бедствовали. Что, впрочем, не мешало ей время от времени просить у Ларисы денег.
Иногда Лариса давала. Иногда - нет.
Однажды у Оксаны случилось горе - скоропостижно умер муж.
Осталась она одна с двумя детьми.
Помогали ей, чем могли. Не оставлять же.
Но Господь, видимо, любит ее.
Вышла она замуж второй раз.
И тоже за хорошего мужика. И двое Оксанкиных детей не стали помехой. И родили еще третьего.
Квартиру Оксанину продали, купили дом. Не коттедж, но крепенький. И участок есть. А раз есть земля - то есть и фрукты - овощи. Оксана со временем научилась и сажать, и ухаживать, и убирать. И мужик у Оксаны рукастый.
Сейчас живут хорошо. Оксане уже 35. Наконец - то она победила тараканов в своей голове. Ну, или почти. За деньгами больше не приходит. Детки у нее ухожены. Ходят в церковь. Работа есть. Муж есть. Дом есть.
Но путь к этому был ОЧЕНЬ трудным.
Таких историй про детдомовцев, с хеппи - эндом,- единицы.
Но очень хотелось бы, чтобы было больше.
История Оксаны - показательный пример участия в жизни таких деток государства и частных лиц. И с положительной, и с отрицательной сторон.
Таким детям обязательно надо помогать. Но при этом что - то надо делать и с возникающим вредным посылом этих детей - "мне все должны". Иначе вместо самостоятельной и самодостаточной личности мы получим эгоистичного, озлобленного на весь мир звереныша. Кусающего руку дающего...
Возможно, я ошибаюсь.
Но я ТАК думаю...