Найти тему
Байки зампотеха

Байки зампотеха. ОБ особенностях обучения иностранных военнослужащих (афганцы, арабы) Часть 3

Афганские солдаты изучают оптические приборы наблюдения
Афганские солдаты изучают оптические приборы наблюдения
Руководители Учебного центра с командиром афганской группы и представителем МО Афганистана
Руководители Учебного центра с командиром афганской группы и представителем МО Афганистана

В последние годы своей деятельности на территории Туркменистана в Учебном центре училось много афганцев. Все мы знаем, что афганцы - это довольно воинственный народ и меньше знаем о том, что это еще и торговый люд. Афганские военнослужащие прилетали на наших транспортниках ИЛ-76МД и почти всегда, как только самолет останавливался на специальной стоянке для пограничного и таможенного досмотра, а пассажирам из-за духоты в салоне разрешалось выйти наружу (с запрещением далеко отходить от самолета), всё пространство вокруг самолета моментально превращалось в восточный мини-базар. Афганцы моментально выкладывали все привезенное ими «добро» как для досмотра, так и для продажи и их абсолютно не смущало то, что покупатели вокруг отсутствуют.

Афганский воин
Афганский воин
Афганской учебной группе демонстрируют стрельбу из ЗУ-23-2
Афганской учебной группе демонстрируют стрельбу из ЗУ-23-2

Изучали афганцы в основном зенитно-артиллерийское вооружение и в учебе были довольно старательны. Но, как и другие народы, воюющие десятилетиями, афганцы к человеческой жизни относились по принципу: «Во всем воля Аллаха. Аллах жизнь дал, Аллах жизнь взял». В учебном центре был случай, когда в реке, протекающей рядом с Учебным центром, утонули два афганских солдата и из Москвы для разбирательства приехал представитель Посольства Афганистана. Все разбирательство свелось к тому, что он поговорил с другими афганцами и посмотрел ведомость, в которой погибшие расписались за технику безопасности (в т.ч. - о запрете самостоятельного купания), принял решение: «утонувшие в своей гибели виноваты сами» и составил об этом соответствующий акт. Затем, посетовав на то, что у одного из утонувших остались маленькие дети, без всяких претензий к кому-либо укатил обратно в Москву. Для сравнения: в нашей Армии многие командиры и начальники за это имели бы очень большие «неприятности».

Командиры Иракских учебных групп
Командиры Иракских учебных групп
Алжирская учебная группа
Алжирская учебная группа
Египетский учебный расчет "Шилки"
Египетский учебный расчет "Шилки"

Много обучаемых было из арабских стран (Алжир, Египет, Иордания, Ирак, Ливия, Сирия и др.). Арабские военнослужащие в Учебном центре находились постоянно и не зря его неофициально называли «Арабским учебным центром». Причем, большинство арабских военных «студентов» было из Ливийской Джамахирии. Это объяснялось тем, что Ливия – богатая нефтяная страна, которая имела большое количество авиационного вооружения и средств ПВО советского производства.

Офицерский состав Ливийской Армии  изучают условия обучения в Учебном центре
Офицерский состав Ливийской Армии изучают условия обучения в Учебном центре

О ливийцах уже немного писалось в статье «О ливийцах и баракудах» и я повторюсь в том, что ливийские военнослужащие получали довольно большое денежное содержание и ни в чем себе не отказывали. Но в учении их нельзя было «заподозрить» в большой прилежности. Это своеобразные ученики, которые были довольно «свободны» в своем поведении. Они вечно опаздывали на занятия, не любили наводить порядок в своем общежитии (хотя это входило в их обязанности), часто уходили в «самоволки» и вообще – с дисциплиной «не дружили».

Учебная группа из Танзании
Учебная группа из Танзании

В первые годы существования Учебного центра командиры иностранных подразделений пытались применять свои национальные методы воспитания: провинившихся могли привязать к столбу на солнцепеке, приговорить к ударам палками и т.д. Пришлось вмешаться нашему руководству и в контрактах, заключаемых на учебу, особо прописать запреты такого наказания.

Самым действенным способом «привести в порядок» особо «зарвавшегося» ливийца оставалась угроза досрочной отправки к себе домой с соответствующей характеристикой. Этого ливийцы боялись больше всего, т.к. лидер Джамахирии Муаммар Каддафи с такими своими вояками не очень-то церемонился. В то же время, несмотря на свою малоорганизованность и «разгильдяйство», ливийцы были «незлобливы», добродушны и эмоциональны (как, впрочем, и большинство арабов).

В апреле 1986 года самолеты США совершили налет на города Ливии. А Ливия, имея большое количество средств ПВО, не смогла эффективно противостоять американской авиации именно из-за своей неорганизованности, недисциплинированности и недостаточной подготовки личного состава

Во время этого конфликта ярко проявилась национальная эмоциональность ливийцев. Как только поступила первая информация о бомбежке Триполи (столицы Ливии) они бросили занятия, из своих простыней сделали транспаранты с антиамериканскими лозунгами типа «Смерть американским империалистам», «Потопим американский флот при пересечении «линии смерти» («линией смерти» называлась условная линия по морю соединяющая ливийские портовые города Триполи и Бенгази), собрались около учебного корпуса и стали призывать военнослужащих других стран, находившихся в Учебном центре, присоединится к ним в знак солидарности, а так же потребовали разрешить им совершить протестную демонстрацию по городу. Однако другие иностранные группы (в т.ч. и из арабских стран) продолжали заниматься согласно учебному расписанию, но выделили своих представителей, которые высказались о своей солидарности с ливийским народом. Начальник Учебного центра тоже вышел к митингующим и выразил им поддержку и сочувствие, но в отношении демонстрации по улицам города разъяснил, что в этом городе нет американских представительств, поэтому протестовать здесь не перед кем. Вместо городской демонстрации ливийцам предложили пройтись по стадиону Учебного центра, что они и сделали. После того, как «пар был выпущен» все вернулись на занятия.

Следуя своему национальному лидеру, некоторые ливийцы любили поговорить о единстве арабов всех стран. Однако о реальном «единстве» наглядно говорит следующий случай. Как-то поздно ночью два ливийца, будучи «навеселе», вернулись из самоволки и решили освежиться в бассейне Учебного центра, который был огорожен невысокой решеткой. Они перелезли через забор и прыгнули в бассейн, забыв о том, что оба не умеют плавать. Естественно оба начали тонуть и громко звать на помощь. Ближе всех к бассейну располагалось общежитие с военнослужащими Иорда́нского Хашими́тского Королевства. Иорданцы услышали крики и сбежались к бассейну, но а дальше … А дальше они сказали утопающим, что командир дивизиона запретил заходить в воду, о чем каждый из них расписался в соответствующем документе. Так, оба ливийца, к сожалению и утонули.

Конечно, был скандал, было разбирательство, ограждение бассейна нарастили по высоте и назначили там круглосуточный наряд, но ребят уже не вернуть.

Кубинская учебная группа с преподавателями Учебного центра
Кубинская учебная группа с преподавателями Учебного центра

Кроме выше указанных государств в Учебном центре проходили обучение и военнослужащие стран Варшавского Договора (поляки, румыны и др.), но с ними больше встречались во время стрельб на полигоне Ашулук (в Астраханской области), но об этом я расскажу позже в другой статье.

Польские военнослужащие с преподавателем Учебного центра
Польские военнослужащие с преподавателем Учебного центра

С распадом Советского Союза преподавательский и обслуживающий персонал Учебного центра перебрался на территорию России, где продолжил осуществлять свою деятельность в рамках аналогичного, но уже другого Учебного центра.

Поддерживайте наш канал ставьте лайки, делитесь своими мнениями и замечаниями

Спасибо за внимание. Вячеслав Туркменский.