В первой части нашего рассказа про мусор, мы говорили о том, что России не хватает собственных мусорных запасов (да, да, не удивляйтесь, а прочитайте первую часть!).
Теперь же мы хотим обозначить, а что именно нужно сделать, чтобы изменить ситуацию и надо ли ее менять?
Реформа поможет?
Увеличить долю переработки пластика можно, если мусорная реформа завершится успешно и в стране появится система раздельного сбора твердых коммунальных отходов (ТКО). Ведь доля вторичного использования промышленных пластиковых отходов достигает 80%.
Вообще, тема переработки мусора в России довольно скользкая. Долгое время эта отрасль считалась полукриминальной. Сейчас государство пытается навести в ней порядок, хотя полностью легальной ее назвать пока сложно.
«Коммерческие организации сами заключают контракты на обращение с отходами. Эта сфера пока недостаточно регулируется, – считает Елена Вишнякова, заместитель генерального директора компании «Эколайн», занимающейся сбором и сортировкой ТКО. – До сих пор встречаются случаи, когда цивилизованное обращение с отходами заканчивается в ближайшем овраге. Люди считают, что если они нашли подрядчика на вывоз мусора подешевле, то с них снимается ответственность. Поэтому мы постоянно слышим о скандалах, когда что-то сжигается в черте города. Необходимо в первую очередь некорректное обращение с отходами сделать жестко незаконным и наказуемым».
Впрочем, определенные подвижки есть. В 2019 году в России стартовала мусорная реформа. Правительство провозгласило, что вторичная переработка отходов теперь приоритет, в 2018 году утверждена Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, пересмотрено законодательство. Реформа предусматривает подготовку и согласование территориальных схем обращения с отходами в каждом регионе; выбор региональных операторов, которые будут отвечать за весь цикл обращения с отходами; установку тарифа по региону на услугу по обращению с отходами; создание современных высокотехнологичных комплексов по утилизации отходов и т.д.
Идеология у реформы такая – внедряем принятый в развитом мире принцип 3R (reduce, reuse, recycle): предотвращение образования отходов, повторное их использование и переработка во вторичные ресурсы. На эти цели за 14 лет планируется потратить 5 трлн руб., причем половину средств должны вложить частные инвесторы, 25% потратят производители товаров и услуг, еще 10% – различные экологические платежи и сборы.
«Во всем мире отрасль обращения с отходами, их раздельный сбор не являются прибыльными, – продолжает Елена Вишнякова. – Сбор перерабатываемых фракций дотируется либо из бюджета, либо из средств расширенной ответственности производителей. Раздельный сбор начинается на кухне, а переработка – на этапе производства. Производитель должен нести ответственность за то, что он производит».
Правда, пока СМИ сообщают, что во многих регионах реформа идет тяжело. Тарифы на вывоз отходов от региона к региону разнятся в 500 раз, мусороперерабатывающие заводы загружены на 30–40%, лишь 18 регионов включили в территориальные схемы раздельный сбор мусора.
Ряд экспертов считает, что реализация мусорной реформы на уровне субъектов Федерации просто невозможна, ведь ТКО образуются во дворах конкретных домов, а это ответственность муниципалитетов, то есть без подключения местных сообществ вряд ли справимся.
Кроме того, есть подозрение, что развитие реформы уходит в сторону. В СМИ активно обсуждается тема строительства мусоросжигающих заводов (МСЗ). Например, премьер-министр Японии Синдзо Абэ на Восточном экономическом форуме в сентябре сообщил, что летом японская компания Hitachi Zosen получила заказ на строительство таких предприятий в Подмосковье. Всего планируется построить четыре МСЗ.
Вся эта история активно продвигается чиновниками различного уровня. При этом забывается, что главный принцип реформы – развитие переработки. Сжигание мусора, пусть даже и с выработкой энергии, – путь развития, который отнюдь не однозначно воспринимается в мире. Еще в 2017 году несколько российских общественных экологических организаций создали альянс против сжигания и за переработку отходов. В опубликованном меморандуме экологи подчеркнули, что, поддерживая в первую очередь строительство МСЗ, правительство фактически блокирует развитие отрасли вторичной переработки, потому что между мусоросжигательной и перерабатывающей отраслями существует конкуренция за отходы.
Но даже если удастся примирить между собой эти концепции, работы все равно останется много. «Даже если вся необходимая инфраструктура будет создана, это не значит, что весь дом будет сортировать мусор, – говорит Елена Вишнякова. – Человек должен понимать, зачем и что ему разделять, куда это поедет, что можно переработать, а что нет, доверять оператору и системе в целом. Это огромная, очень сложная работа, в которой репутация достигается годами, а теряется очень быстро».
Мусорной реформе в России исполняется год. Итоги пока противоречивые.
Однако очевидно: создавать отрасль по переработке отходов и систему сортировки и утилизации мусора придется в любом случае. Можно следовать в мировом фарватере. Можно не только копировать, но и изобретать, внедрять новые технологии и искать уникальные конкурентоспособные решения. Зарабатывать на мусоре учится весь мир: одни делают из него тепло и электричество, другие экспортируют, третьи снижают долю отходов в принципе. Где-то это достигается пропагандой, а где-то – угрозами, наказаниями и штрафами. Можно по-разному относиться к этим переменам, но очевидно, что так, как было раньше, уже не будет. Мир меняется, и отношение к экологии и утилизации мусора – один из актуальных трендов, которые меняют экономику и общество. Так что пора меняться.
ДРУЗЬЯ! На нашем сайте НЕФТЕХИМИЯ РФ вы сможете прочитать массу интересных научно-популярных материалов. Наши статьи создаются при поддержке профессиональных авторов и ученых. Ждем от Вас обратную связь в комментариях!
Ваша команда ХИМИКОВ)