Найти в Дзене

Десюдепорты

Остановимся прежде всего на том, что такое десюдепорт. Это декоративная живописная композиция, расположенная над дверью или над окном. Этим и обусловлена их фигурная форма.

Фотография десюдепорта (на фоне) А. И. Бельского «Цветы, фрукты и попугай» (из открытых источников)
Фотография десюдепорта (на фоне) А. И. Бельского «Цветы, фрукты и попугай» (из открытых источников)

Этот натюрморт выполнен Алексеем Ивановичем Бельским, являвшимся одним из лучших мастеров декоративной живописи середины XVIII века.

В широком понимании к десюдепортам относятся архитектурные и скульптурные панно, выполняющие ту же роль. Обратимся к живописным. Именно в таком живописном виде они возникли сначала в Италии, затем мода перешла во Францию и, конечно, такой формат не мог быть не замеченным в России.

Фотография десюдепорта Б. В. Суходольского «Прогулка» (из открытых источников)
Фотография десюдепорта Б. В. Суходольского «Прогулка» (из открытых источников)

Так как десюдепорты были предназначены для дворцов, они очень красивы и изысканны. Несмотря на то, что они всегда располагались высоко, выполнялись подробно и все элементы были тщательно выписаны.

В дворцовых интерьерах создавать подобные работы могли, как правило, только придворные художники.

Одним из таких художников был Иван Иванович Фирсов, известный театральный и придворный художник, выдающийся декоратор, воплощавший замыслы великих архитекторов.

Фотография десюдепорта И. И. Фирсова «Цветы и фрукты на столе» (из открытых источников)
Фотография десюдепорта И. И. Фирсова «Цветы и фрукты на столе» (из открытых источников)

Являясь элементом декора барокко и рококо, десюдепорты размещались не только во дворцах, но и в особняках. Для примера приведу десюдепорт, находящийся в Доме-музее Василия Львовича Пушкина, известного стихотворца и дяди великого поэта.

Десюдепорт в Доме-музее В. Л. Пушкина (фото автора статьи)
Десюдепорт в Доме-музее В. Л. Пушкина (фото автора статьи)

Как мы видим, десюдепортами могли быть и овальные картины, так называемые настенные медальоны. Зачастую они были оправлены в золотые фигурные рамы.

В десюдепортах довольно часто мы видим объединение жанров – пейзаж и натюрморт, пейзаж и жанровость, то есть искусственность ситуации. Это обусловлено форматом размещения – сначала издалека мы видим пейзаж, подходя ближе, наше внимание привлекают изображенные сцены. Жанровость также отражена и в названиях, как например, в «Аллегории живописи» Бориса Васильевича Суходольского, известного художника-декоратора того времени:

Фотография десюдепорта Б. В. Суходольского «Аллегория живописи» (из открытых источников)
Фотография десюдепорта Б. В. Суходольского «Аллегория живописи» (из открытых источников)

Не только аллегория живописи, но и аллегория науки есть у Суходольского в виде десюдепорта «Астрономия», в котором традиционный «галантный» сюжет дополнен элементами и приборами, относящимися к астрономии.

Фотография десюдепорта Б. В. Суходольского «Астрономия» (из открытых источников)
Фотография десюдепорта Б. В. Суходольского «Астрономия» (из открытых источников)

Являясь по сути декоративными элементами, десюдепорты тем не менее оказали влияние на развитие бытового и пейзажного жанра.

-7