Современную систему образования в России необходимо срочно менять, потому что она устарела и часто больше вредит детям, чем помогает. Так считает популярный блогер, писатель, преподаватель Дмитрий Чернышёв. Не так давно в лектории парка "Зарядье" в рамках проекта КрутОтец Дмитрий выступил с лекцией об отечественных школах.
Школа должны быть другой
Мне кажется, что нам надо менять школу на системном уровне, потому что мы совершаем одно из самых страшных преступлений в мире - преступление перед нашими детьми. Мы их делаем такими же посредственностями, как и все, хотя есть все возможности практически из каждого ребенка сделать гения.
Я прочитал какое-то безумное количество книг на тему образования, я был в шестидесяти с лишним странах и всюду интересовался тем, как учат детей.
Сейчас я хотел с вами поговорить о так называемой прусской модели образования, по которой учились мы все. Для своего времени она была невероятным прорывом, потому что она унифицировала образование. Прусская система образования позволила в очень короткие сроки научить большое количество чиновников, клерков, учителей, инженеров. Неудивительно, что эта система наиболее популярна в трех самых милитаризованных странах: Германии, Советском Союзе и Японии.
Если у вас есть какие-то иллюзии по поводу того, что советское образование самое лучшее в мире, то я советую вам об этом забыть. Достаточно посмотреть, как люди с самым лучшим в мире образованием заряжали банки у телевизоров от Чумака.
В чем основной минус этой системы образования? Она всех подгоняет абсолютно под одну гребенку. И основная проблема в том, что так называемого среднего ученика в природе не существует.
И что страшного в этой классно-урочной системе, которой уже почти пятьсот лет? Пятьсот лет людей учат так, как удобно одному человеку. Учителю. Конечно, удобно - всем отчитал одно и то же и пошел домой. Школа работает по системе: пока самый тупой не поймет, класс не движется дальше. Почему это плохо? Потому что самый тупой все равно не понимает. Он делает вид, что понял, рассчитывая на то, что придет домой и мама ему объяснит.
Самое страшное – что самым умным детям, которые давно все поняли, становится неинтересно, у них гаснут глаза. Поэтому во всех школах есть такой синдром – «синдром 7 сентября». Седьмого сентября дети во всей стране массово говорят, что не хотят идти в школу. Им неинтересно.
На что это можно заменить? Вертикальное образование. Каждый ребенок развивается с максимально возможной скоростью. Хорошо у него идет математика – по математике пусть он идет и в институт. А по рисованию пусть, как может. И школа должна отвечать только за нижний, за самый медленный уровень развития. С помощью компьютеров, компьютерного персонального обучения это решается элементарно. Это учителю не очень удобно. Так талантливые дети будут проходить всю годовую программу за два-три месяца и будут идти дальше, осваивать новые вещи.
Плюс к этому очень хорошо работает такая вещь, как наставничество. Когда над учеником четвертого класса находится ученик пятого класса, который вытаскивает его, объясняя ему на своем языке.
Есть такая вещь, которая называется «кривая забывания». Через двадцать минут у человека остается в памяти 60 процентов от того, что он слышал, а через шесть дней процентов двадцать в самом лучшем случае. Когда ребенок повторяет что-то, когда объясняет ученику, он и его вытаскивает и сам повторяет.
Об этом говорил великий физик Ричард Фейнман: вы должны учиться, объясняя, потому что пока вы сами не попытаетесь объяснить, вы ничего не поймете.
Еще что очень важно при вертикальном образовании – когда дети вытаскивают друг друга. Дети вообще очень тянутся за более талантливыми детьми.