31,9K подписчиков

Бронепалубные крейсера. Удачливый рейдер султана."Хамидие".

2,1K прочитали
р
р

Состояние османского флота в начале 20-го века было плачевным. Древние броненосцы ,ржавеющие в стамбульском порту явно ничем не помогли помочь разваливающейся империи.

В начале 20-го века османское правительство решило немного обновить корабельный состав. По одному проекту было заказано два бронепалубных крейсера-но в разных странах-Англии и США . Видимо из-за многовекторности политики Высокой Порты.Позднее по тому же ,уже сильно устаревшему проекту был заказан еще один крейсер-уже в Италии.

В итоге флот получил два современных крейсера-те ,что строили в Англии и США. Строящийся в Италии обрел себе новую родину в связи с итало-турецкой войной. Крейсера по объективным причинам ,несмотря на общий проект,значительно отличались друг от друга и к одному типу их относят с оговорками.

В 1900 году британской судостроительной компании Armstrong Whitworth был заказан крейсер,которому было присвоено имя "Абдул Хамид" в честь правящего султана Османской империи Абдул Хамида II . Он был заложен в Эльсвике в апреле 1902 года; спущен на воду 25 сентября 1903 года и он был введен в эксплуатацию в апреле 1904 г. В 1908 году после Младотурецкой революции и свержения султана Абдул-Хамида II был переименован в «Хамидие»(иногда пишется как «Гамидие», в буквальном смысле означает «принадлежащее Хамиду»)  .

Однотипный ,но построенный в США крейсер получил имя "Меджидие" и тоже оставил о себе память и в турецкой и в российской истории.

По силуэту "Хамидие"отличался только отсутствием "грибов" на вентиляторах,но имел лучше остойчивость и более надежную силовую установку


«Хамидие́» Hamidiye «Армстронг», Эльзвик, Строительство начато 1901 год. Спущен на воду 25 сентября 1903 года. Введён в эксплуатацию 12 декабря 1904 года. Выведен из состава флота 1947 год. Разобран в 1964 году.

Водоизмещение 3805 тонн. Длина 112 м максимальная / 103,6 м между перпендикулярами . Ширина 14,5 м. Осадка 4,8 м. Бронирование-Палуба: 37 мм, скосы: 102 мм, рубка и щиты орудий: 25 мм. Двигатели-16 паровых котлов , 2 вертикальные паровые машины тройного расширения,12 000 л. с. .Движитель-2 винта.Скорость хода 22,2 узлов(максимальная на испытаниях), 16 узлов (нормальная скорость крейсерская). Дальность плавания 5500 морских миль на 10 узлах. Экипаж 302 человека. 400 (1904), 355 (1915) .
Вооружение-2 × 1 — 152-мм/45 QF , 8 × 1 — 120-мм/50 QF , 6 × 1 — 47-мм/50 QF , 6 × 1 — 37-мм QF . Минно-торпедное вооружение- Два 457-мм торпедных аппарата , 70 × мин

В 1925—1926 гг. прошел капитальный ремонт и перевооружение: 2×150 мм, 8×75 мм , 2 ТАх450 мм .

Состояние османского флота в начале 20-го века было плачевным. Древние броненосцы ,ржавеющие в стамбульском порту явно ничем не помогли помочь разваливающейся империи.-3

Хамидие имел водоизмещение 3904 т (3,842 длинных тонн; 4,303 коротких тонн) с нормальной нагрузкой(данные немного различаются). . Бронирование из крупповской стали состояло из главной бронированной палубы: горизонтальные участки были 1,5 дюйма (3,8 см) толщиной, а скосы 10 см.

Вооружение было разнообразным и разнокалиберным- главный калибр две 150 мм / 45 скорострельные пушки Armstrong , одна впереди и одна на корме. Эти пушки стреляли 100 фунтовыми (45 кг) снарядами со скоростью от 5 до 7 выстрелов в минуту. Угол возвышения был до 20 °, что обеспечило максимальную дальность 13350 м. Восемь 120 мм / 50 скорострельных орудий Armstrong устанавливались в одиночных установках на миделе по 4 с каждого борта.Еще шесть 3-фунтовых орудий и шесть 1-фунтовых орудий в одинарных установках. Хамидие также имел пару поворотных 457 мм торпедных аппаратов.После Первой мировой войны, Хамидие был перевооружен артиллерия заменена на 150 мм SK L / 45 и 75 мм SK L / 50 крупповские пушки.

Состояние османского флота в начале 20-го века было плачевным. Древние броненосцы ,ржавеющие в стамбульском порту явно ничем не помогли помочь разваливающейся империи.-5

Хамидие участвовал в подавлении греческого восстания на острове Самос в 1908. В 1909 году он поддержал марш «Армии действия» Махмуда Шевкет паши ,взявшей Стамбул и подавившей контрреволюционный путч ( инцидент 31 марта ). В 1911 году крейсер был с официальным визитом в Ялте, где тогда пребывал русский император Николай II. Во время итало-турецкой войны 1911—1912 годов использовался как быстроходный транспорт для доставки военного снаряжения арабским партизанским отрядам в Триполитании.

Medjidie_and_Hamidie
Medjidie_and_Hamidie

В 1912 началась 1-я Балканская война . Болгарское царство, Королевство Греция, Королевство Сербия, Королевство Черногория,бывшие провинции Османской империи, объединились для вытеснения османов с европейского континента и возвращения удерживаемых турками греческих и славянских земель. Бывшие вассалы скопом оказались сильнее дряхлой империи. На суше успешно наступала болгарская армия,которая в итоге вплотную подошла к Константинополю. На море же все было по-разному.Если Черное море стало турецким,небольшой молодой болгарский флот забаррикадировался в укрепленной Варне и лишь изредка,правда,удачно огрызался ,то в Эгейском море господствовал небольшой,но достаточно современный и боеспособный флот Греции.

"Хамидие" начал войну в Черном море.Осенью 1912 года он участвовал в блокаде и обстрелах побережья Болгарии. 22 октября уничтожил маяк у Эмины, 12 ноября вместе с броненосцем «Торгут Рейс» обстреливал позиции болгарских войск у Деркоса.

Повреждённый «Хамидие»
Повреждённый «Хамидие»

В ночь с 20 на 21 ноября вблизи Варны "Хамидие" был атакован четырьмя болгарскими миноносцами, которые первоначально принял за свои. Миноносец «Дерзкий» поразил «Хамидие» торпедой в носовую часть правого борта,образовав дыру в 3 метра и убив 8 человек, что едва не привело к гибели крейсера. Однако крен удалось выправить благодаря контрзатоплению левобортных кормовых отсеков, были подкреплены внутренние перегородки, помпы пущены на полную мощность. Отстреливаясь от миноносцев, «Хамидие» повернул к Стамбулу и добрался до гавани, когда нос корабля уже скрылся под водой. Ремонтировался на казённой верфи в Золотом Роге. После ремонта «Хамидие» предпринял рейд, ставший наиболее известной акцией османского флота в Балканской войне.

Состояние османского флота в начале 20-го века было плачевным. Древние броненосцы ,ржавеющие в стамбульском порту явно ничем не помогли помочь разваливающейся империи.-8

К январю 1913 года стало ясно, что греки полностью захватили господство на море. Наличие у них броненосного крейсера «Георгиос Авероф» не позволяло туркам надеяться на какой-либо успех. Главным преимуществом «Аверофа» являлась его высокая скорость, он был не только сильнее, но и быстроходнее любого турецкого броненосца или крейсера, то есть мог навязать противнику бой в любом положении и на любой дистанции. Это наглядно показал и бой у мыса Элли 16 декабря 1912 года, и последующий бой у острова Лемнос 18 января 1913-го.Понимая, что в линейном бою с основными силами греков шансов на победу у него нет, новое командование османского флота решило развернуть в Эгейском море крейсерскую войну, отправив туда один из двух своих крейсеров. Он должен был охотиться на греческие торговые суда, вести обстрелы портов и прибрежных городов. Кроме «Аверофа», других сильных крейсеров у греков не было, поэтому действия рейдера вынуждали греческого командующего контр-адмирала Павлоса Контуриотиса отозвать броненосный крейсер из района Дарданелл, что давало турецкой эскадре шанс на победу.

Для операции был выбран построенный в Англии крейсер «Хамидие». По сравнению с «Меджидие», построенным в США у Крампа, он имел лучшую остойчивость, более высокую мореходность, а главное — не испытывал традиционных для ранних кораблей Крампа проблем с силовой установкой. Первоначально операция имела ограниченные цели: командир крейсера Хусейн Рауф-бей получил приказ идти в южную часть Эгейского моря и обстрелять порт Эрмуполис на острове Сирос. Затем он должен был «продемонстрировать флаг» у занятых греками островов Лесбос и Хиос, уходить в Смирну (Измир), а оттуда возвращаться в Дарданеллы. В ночь с 15 на 16 января 1913 г. крейсер вышел из Дарданелл и в полдень следующего дня подошел к острову Сирос в центральной части Эгейского моря. Предполагалось, что это нападение отвлечёт часть греческого флота от Дарданелл.

Вспомогательный крейсер «Македония» в сопровождении миноносца. Картина греческого художника Аристида Гликаса.
Вспомогательный крейсер «Македония» в сопровождении миноносца. Картина греческого художника Аристида Гликаса.

В бухте островного порта Эрмуполис стоял греческий вспомогательный крейсер «Македония».Пароход имел новейшие машины четырёхкратного расширения и развивал скорость в 17 узлов,имел валовую вместимость 6333 брт и был построен в 1912 году в Англии . После возвращения из США осенью 1912 года на пассажирском трансатлантическом "эмигрантском" лайнере установили три 102-мм американских орудия Mark 9 и переклассифицировали во вспомогательный крейсер. «Хамидие» подошёл вплотную к гавани и открыл огонь, выпустив в общей сложности 52 снаряда калибром 152 и 120 мм, в том числе два десятка 120-мм по району порохового завода южнее гавани. Он добился нескольких попаданий в «Македонию», причём некоторые снаряды пробивали пароход насквозь и взрывались на набережной. Вспомогательный крейсер был серьёзно повреждён и сразу же загорелся.Командир «Македонии», правильно оценив свои возможности, не стал открывать огня, а приказал команде открыть кингстоны и покинуть судно. Позднее он мотивировал это решение нежеланием ставить под угрозу город и порт. В итоге «Македония» затонула прямо у причала, так что её верхняя палуба осталась над водой. Турки решили, что судно уничтожено. Кроме того, огнём с крейсера в городе сильно повредили электростанцию и нанесли ущерб зданию телеграфа. Шесть снарядов попали в жилые кварталы, в результате чего погибла одна женщина и было ранено ещё двое жителей. В 13:25 «Хамидие» прекратил обстрел и ушёл в море.Потопление «Македонии» стало важной пропагандистской победой: турецкая пресса на весь мир разнесла известие об успехе османского флота. Нападение на Сирос вызвало беспокойство в Афинах. В Пирее из-за угрозы появления «Хамидие» спешно ставились береговые батареи,выставлялись минные заграждения,были потушены все маяки. Греческое судоходство было ограничено только дневными часами.Чего и добивались турки!

Состояние османского флота в начале 20-го века было плачевным. Древние броненосцы ,ржавеющие в стамбульском порту явно ничем не помогли помочь разваливающейся империи.-10

Однако контр-адмирал Контуриотис не поддался на вражескую провокацию и не отозвал «Аверофа» от Дарданелл для погони за «Хамидие», хотя и получил такой приказ из Афин. Турецкому крейсеру не удалось своим рейдом оттянуть греческие силы от Дарданелл, что определило поражение турецкой эскадры в битве при Лемносе. 15 января, после гибели «Македонии», Контуриотис отослал в южную часть Эгейского моря новый турбинный эсминец «Этос» (не имевший торпедных аппаратов) и три старых 350-тонных истребителя: «Тьелла», «Лонхи» и «Аспис». Они должны были отслеживать передвижения турецкого крейсера и по возможности противодействовать ему. Не сумев установить радиосвязь с командованием флота и не имея дальнейших предписаний, Рауф-бей вместо ухода в Смирну решил на свой страх и риск продолжить рейдерство. Но в основном его путешествие свелось к погоне за углем по различным средиземноморским портам.

Крейсера «Хамидие» и «Меджидие» (на переднем плане) в Константинополе, 1905 год. Видно, что корабли, строившиеся в разных странах, были очень схожи. Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy
Крейсера «Хамидие» и «Меджидие» (на переднем плане) в Константинополе, 1905 год. Видно, что корабли, строившиеся в разных странах, были очень схожи. Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy

Действия «Хамидие» в Средиземном море, февраль-март 1913 года.
Действия «Хамидие» в Средиземном море, февраль-март 1913 года.

Когда рейдеру удалось получить приказы из Стамбула ,они озадачили крейсер перевозкой припасов осажденным гарнизонам в Албанию, из-за его постоянных метаний у греков возникло ощущение вездесущности крейсера.В Греции нарастала паника. Прошёл слух (подхваченный турецкими газетами), что во время похода через Эгейские острова «Хамидие» потопил у Халкидики несколько транспортов с войсками. Греческое правительство выступило с официальным опровержением этих слухов, но это лишь усилило панику. Затем турецкий крейсер отправился в Адриатическое море, где 8 марта обстрелял сербские (по др. данным греческие)позиции у Дураццо, вступив в артиллерийскую дуэль с береговыми батареями.

Состояние османского флота в начале 20-го века было плачевным. Древние броненосцы ,ржавеющие в стамбульском порту явно ничем не помогли помочь разваливающейся империи.-13

12 марта он подошел к порту Сан-Джиованни-ди-Медуа,занятому греками. Здесь в бухте на якорях стояли семь греческих транспортов, разгружавших войска и снабжение для сербской армии. Это были:«Марика» (1250 солдат и 3 самолёта);«Заноф Сифнос» (1330 солдат, 5 орудий и вьючные животные);«Харисоналис Сифнеос» ( с грузом провианта);«Н. Вервениотис» (1250 солдат, 29 орудий, 23 вьючных животных, продовольствие и полевые кухни);«Зева» (200 солдат, 9 полевых орудий, 288 вьючных животных);«Эльпис» (1116 солдат, 75 вьючных животных, орудия и снаряжение);«Трифилия» (960 солдат и 12 полевых орудий).

Получив из Дураццо сообщение о приближении турецкого крейсера, портовые власти приказали судам выбрасываться на песчаную отмель к северо-западу от гавани, чтобы сохранить хотя бы часть грузов.Подойдя к порту, «Хамидие» открыл огонь по греческим транспортам. В результате «Харисоналис Сифнеос», не успевший развести пары, был потоплен, «Н. Вервениотис» сгорел уже на мели, а на выбросившемся рядом пароходе «Зева» взорвался котёл, что привело к большим жертвам. Пароходы «Эльпис» и «Трифилия», не успевшие добраться до мели, получили серьёзные повреждения (по другим данным, тоже сгорели). Уцелели только два парохода, стоявшие у причала. Погибло более 120 греков и сербов, ещё несколько сотен было ранено. В проливе Отранто «Хамидие» попытались перехватить 4 старые греческие парусно-паровые канонерки(420 тонн,2-37 мм пушки), однако лишь одной из них («Ахелоос») удалось сблизиться с турецким крейсером. В скоротечном бою «Хамидие» повредил «Ахелоосу» рулевой привод и заставил отступить в Дураццо.

Состояние османского флота в начале 20-го века было плачевным. Древние броненосцы ,ржавеющие в стамбульском порту явно ничем не помогли помочь разваливающейся империи.-14

Турецкому рейдеру постоянно не хватало угля, судовые механизмы и котлы нуждались в ремонте, «Хамидие» мог двигаться только тихим ходом. Тем не менее, в Османской империи вокруг действий «Хамидие» развернулась широкая пропагандистская кампания, а командир корабля капитан Рауф-бей стал национальным героем. «Хамидие» в конце марта захватил южнее Крита греческий парусник «Испандис» с грузом черепицы . Его отправили с призовой командой в Анталию(но при появлении греческих кораблей сожгли судно). Это, однако, была последняя удача турецкого рейдера.

Узнав о появлении у Родоса отряда греческих кораблей, выделенных для преследования крейсера, Рауф-Бей в апреле вновь ушёл через Суэцкий канал в Джидду. На случай появления в Красном море греческих сил «Хамидие» предписывалось прорываться в нейтральный порт и интернироваться. Однако греческий отряд — броненосец береговой обороны«Псара» и четыре эсминца — патрулировали до конца войны у Порт-Саида, чтобы не допустить возвращения «Хамидие» в Средиземное море. Остаток войны "Хамидие " провел в гостях у йеменских шейхов,демонстрируя им непреклонную мощь Османской империи.С окончанием войны крейсер вернулся на родину . 7 сентября 1913 года крейсер вошёл в Босфор и пришвартовался у султанского дворца Долмабахче — сам султан Мехмед V вышел ему навстречу на своей яхте «Эртугрул».

Состояние османского флота в начале 20-го века было плачевным. Древние броненосцы ,ржавеющие в стамбульском порту явно ничем не помогли помочь разваливающейся империи.-15

Восьмимесячное крейсерство завершилось.Рейд «Хамидие» стал для османского флота единственным «светлым пятном» в морской войне. План по отвлечению «Аверофа» от Дарданелл не сработал, но капитан Рауф-бей добился серьёзных успехов. Был полностью выведен из строя греческий вспомогательный крейсер, потоплены три транспорта с военным снаряжением и выведены из строя два, повреждена канонерская лодка. На поиски крейсера было отвлечено два броненосца и несколько миноносцев, а греческое судоходство в Эгейском море оказалось серьёзно нарушено Все 394 члена экипажа «Хамидие» были награждены выпущенной по этому случаю специальной памятной военной медалью Cruiser "Hamidiye" медаль 1913 .

Состояние османского флота в начале 20-го века было плачевным. Древние броненосцы ,ржавеющие в стамбульском порту явно ничем не помогли помочь разваливающейся империи.-16

«Хамидие» в Константинополе после возвращения из рейда, сентябрь 1913 года.
«Хамидие» в Константинополе после возвращения из рейда, сентябрь 1913 года.

османский крейсер Хамидие(справа)  и  крейсер Явуз султан Селим в İzmit ,военно - морской базе в Мраморном море .
османский крейсер Хамидие(справа) и крейсер Явуз султан Селим в İzmit ,военно - морской базе в Мраморном море .

29 окт. 1914 г., во время внезапного нападения германо-турецких сил на Чёрном море на русские порты, «Хамидие» подошел к Феодосии. В 6 утра в порт были отправлены турецкий и немецкий офицеры, предложившие городским властям организовать эвакуацию мирного населения. В 9 утра «Хамидие» начал бомбардировку Феодосии, выпустив по городу 150 снарядов. После этого крейсер направился к Ялте, где потопил два небольших русских судна. До конца 1914 г. «Хамидие» ещё дважды обстреливал незащищенные российские порты — Туапсе 20 ноября и Батум 24 декабря.В дальнейшем привлекался в основном для обеспечения турецких перевозок по Чёрному морю, охраняя транспорты, либо отвлекая от них русские корабли.

4 января 1915 г. западнее Синопа «Хамидие» натолкнулся на разведывательный отряд русской эскадры — гораздо более сильный крейсер «Память Меркурия» и 4 эсминца. «Хамидие» немедленно повернул на запад, отстреливаясь из кормового орудия по преследовавшим его русским кораблям. Турки получили одно попадание в корму, в свою очередь, один раз поразив русский эсминец «Дерзкий» (не везло турку с дерзкими). После трех часов погони противников разделила пелена дождя, и они потеряли друг друга. 6 января в районе Туапсе «Хамидие» и встретившийся с ним немецкий легкий крейсер «Бреслау» внезапно обнаружили перед собой в вечерних сумерках главные силы русского Черноморского флота — 5 броненосцев, 2 крейсера и 7 эсминцев. Турецкий и немецкий крейсера, сделав по русским несколько выстрелов, спешно разошлись в разные стороны, чтобы исчезнуть в ночной темноте. У «Хамидие» единственным попаданием был сбит прожектор. Случайный снаряд с «Хамидие» повредил орудие главного калибра на русском флагманском броненосце «Евстафий».

крейсер «Хамидие» в 1914 году.
крейсер «Хамидие» в 1914 году.

В конце января «Хамидие» вместе с «Бреслау» опять отправились в демонстрационный поход в восточную часть Чёрного моря, где утром 27 января у Хопы вновь натолкнулись на главные русские силы. На этот раз крейсера «Кагул» и «Память Меркурия» преследовали «Хамидие» с 8 до 16 часов, но так и не смогли выйти на дистанцию действенного огня. Погоня была прекращена с приближением темноты. После похода турецкий крейсер встал на ремонт, ему усилили бронепалубу и срезали верхние мостики.1 апреле 1915 г. вместе с однотипным «Меджидие» и четырьмя эсминцами был послан для обстрела Одессы, но после подрыва на мине и потопления «Меджидие» вынужден был заниматься спасением его экипажа. 5 сентября того же года «Хамидие», прикрывавший проход в Стамбул трех угольных транспортов из Зонгулдака, имел бой с русскими эсминцами «Пронзительный» и «Быстрый». В ожесточенной артиллерийской перестрелке на дальней дистанции на турецком крейсере скоро вышли из строя оба 6-дюймовых орудия. «Хамидие», оставив транспорты, стал удаляться к Стамбулу. Возможно, «Хамидие» пытался оттянуть русские корабли за собой, под огонь идущего навстречу немецкого линейного крейсера «Гёбен». Однако русские эсминцы повернули к транспортам и уничтожили их. 20 октября 1915 г. у входа в Босфор «Хамидие» атаковала русская подводная лодка «Нерпа», но не добилась успеха.

В 1916 и 1917 гг. турецкий крейсер уже не выходил на операции из-за активизации русского Черноморского флота. После революции 2 мая 1918 г. «Хамидие» вместе с немецким «Гёбеном» вошел, как победитель, в Севастополь, оттуда — в Азовское море, чтобы поддержать немецкие войска, только что занявшие Таганрог. На обратном пути из Севастополя в Стамбул «Хамидие» привел на буксире возвращенный под турецкий флаг крейсер «Меджидие», который ранее был поднят русскими и после ремонта включен в состав своего флота как «Прут».

Atatürk_Hamidiye_kruvazörü_mürettebatıyla,_Samsun,_20_Eylül_1924
Atatürk_Hamidiye_kruvazörü_mürettebatıyla,_Samsun,_20_Eylül_1924

Осенью 1918 г. Первая мировая война закончилась поражением и гибелью Османской империи. В конце октября 1918 г. «Хамидие» был разоружен и сдан в Стамбуле англо-французским союзникам. По Севрскому мирному договору 10 августа 1920 года самые боеспособные корабли-в т.ч. Hamidiye , вместе с Явуз и несколькими другими передавались Великобритании. Впредь иметь более-менее серьезный флот Турции запрещалось.Однако восстание Мустафы Кемаля Ататюрка и последующая война за независимость с созданием Турецкой республики заставили Антанту пойти на компромисс-Севрский договор заменили более мягким Лозаннским. Турецкая республика сохранила право на военный флот ,в том числе и Hamidiye . Он ,кстати,стал первым боевым кораблем-возвращенным Турции в 1922 году.

Hamidiye, Mecidiye at Zonguldak in 1930
Hamidiye, Mecidiye at Zonguldak in 1930

В 1924 г. введен в строй первым из крупных турецких кораблей. В сентябре 1924 г. на «Хамидие» совершил плавание по Чёрному морю Кемаль Ататюрк, ознаменовав этим возрождение военно-морского флота Турецкой Республики. 23 октября 1937 года Хамидие столкнулся с судном "Орду" и пустил его на дно. При этом погибли два члена экипажа сухогруза. С 1940 г. — учебный корабль (с 1945 — стационарный). Корабль был выведен из эксплуатации в марте 1947 года В 1949—1951 гг. на «Хамидие», стоявшем в Стамбуле , на европейской стороне Босфора , действовал военно-морской музей. Затем его перевели в Золотой Рог на период 1951 - 1964 , пока не продали на металлолом 10 сентября 1964 г. Затем он был отбуксирован в квартал Pasabahce ,район Стамбула, на анатолийском побережье Босфора, и его разделка была завершена в 1966 году.

Состояние османского флота в начале 20-го века было плачевным. Древние броненосцы ,ржавеющие в стамбульском порту явно ничем не помогли помочь разваливающейся империи.-22

В истории "Хамидие" нельзя не отметить его поразительную удачливость. Выжить с 3-х метровой дырой в борту,избежав добивания,дойти до своей базы.Потом полгода безнаказанно пиратствовать на морях от Мальты до Бейрута,успешно громить береговые цели и транспортные суда,удачно избегать преследования. И все это на последних крошках угля,побираясь по 50-100 тонн на заштатных станциях османского побережья. Да и пресс сборщиков металлолома коснулся его более чем через 60 лет . Вполне достойная жизнь,а для турецкого флота даже выдающаяся.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам