Сейчас в комментариях на Дзене появляется много разных воспоминаний о жизни в СССР. Кто-то пишет, что было очень хорошо. А кто-то пишет, что было очень плохо. Истина видимо лежит где-то посередине!
У каждого Советский Союз был свой с разными личными особенностями, как спелое яблоко. С одной стороны- красное, с другой стороны- зеленое, а в середине- белый противный червяк по прозвищу «Колчак».
Вот в августе 1982 года мне предложили «сводить» в свадебное путешествия молодоженов. Таких же студентов как я. Была в СССР определенная свобода- езжай куда хочешь! Хоть работать, хоть отдыхать! Билеты, даже на самолет были доступны.
Всё «замаскировали» под обычный студенческий спортивный поход. Вначале набралось желающих много. Потом у кого не нашлось достаточно денег на дорогу, у кого-то передвинули производственную практику, кого-то не отпустили родители.
В итоге в аэропорт города Казани приехали всего четверо: Жених с Невестой и мы-«свидетели». Все были с брезентовыми рюкзаками, ледорубами, продуктами, примусами и одной палаткой. У невесты вместо белого платья была выгоревшая брезентовая штормовка зеленого цвета. Да и у всех были ярко синие бейсболки с надписью «Речфлот». С товарами тогда было плоховато. Купили, что продавали.
Молодожены были счастливы от предвкушения высокогорных красот. Заоблачных снежных вершин и сверкающих ледников, зеленых лугов с овечками и быстрых прозрачных рек.
Больше всего не хотелось в поход мне. так как в то лето я уже съездил в Среднюю Азию, конкретно на Тянь-Шань и несколько притомился и пообтрепался. Но подумал: «Ладно, как нибудь дойду, чай не бросят своего командира!»
Самолет, видимо ТУ-134, мигом домчал нас до аэропорта Минеральные Воды. От аэропорта мы доехали до поселка Терскол у подножья Эльбруса. А оттуда уже пошли пешком. Шли неделю.
Были ли приключения?
Все остались живы. Никто рук и не сломал… Но некоторые приключения были.
Один раз подошли мы с стоянке местных пастухов. Тихо. Сама стоянка называется по-ихнему «кош». Это такая круговая ограда в рост человека из больших камней. А вокруг злобные пастушеские собаки и сами пастухи с винтовками. А тут никого!
Подошёл я первый к кошу и говорю:
-Пастухи!.. Выходи по одному!
Но никто не отвечает. А наши все стоят неподалеку. Вдруг, вижу мои верные спутники все побелели и рты пооткрывали. И руками мне какие-то знаки мне делают.
А я им накануне рассказывал про страшных местных пастушеских собак –кавказских овчарок. Ростом они с теленка. И шерсть у них серая и клочковатая. Уши и хвосты у них напрочь отрезаны. И они даже не лают, а сразу кидаются и хватают человека за горло…
Вдруг чувствую кто-то меня в поясницу толкнул, ощутимо так. Я обернулся! Ба! Стоит эта собака типа сенбернара и в меня мордой квадратной своей тычется. Нюхает меня. Но не кусает.
Я даже испугаться не успел. Смотрю, собака обрубком своего хвоста виляет. Тут я успокоился. Ведь пахло от меня абсолютно, как от их хозяев. Овечьим навозом, зеленой травой, дымом костра и грязным человеческим телом.
Хотел я собаку погладить. Но вовремя увидел, что клыки у неё толщиной в мой палец: «Пусть тебя твой хозяин гладит. Если захочет!»
Потом пришли пастухи. Мы купили у них плоских местных лепешек и айран, что-то типа тамошнего кефира… В айране на самом дне нашлись мухи и какая-то грязь, но лично мне нисколько не по-плохело…
На следующий день мы по тропе взбирались на очередной несложный горный перевал. Я шёл первый. Смотрю, на тропе стоит пастух с карабином за плечом. На голове чёрная мохнатая шапка. Вместо бешмета с газырями простой гражданский пиджак. У пояса длинный кинжал. Пастух был наверное нам ровесник.
-А что, товарищ Пастух!.. Карабин у Вас настоящий?.. Системы Мосина образца 1938года калибром 7,62?..
Пастух, как настоящий джигит, ловко вскинул свой карабин и выстрелил в верх по склону горы. Пуля метрах в 200 выбила фонтанчик пыли.
-Видишь, Земляк, овцы хотели налево пойти!.. Я выстрелил!.. Их напугал… Теперь туда не пойдут…
-Товарищ пастух!.. Дайте мне пальнуть из вашего карабина! Что-то давненько я из карабина не стрелял!
-Нэт!.. Дарагой!.. Винтовка, лошадь и жену- не дам никому!
Я, видимо, не очень тактично спросил его: «Из какого он будет племени. Местное племя «А» или местное племя «Б»? Причём я перепутал и, видимо, причислил его к другому «недружественному» племени. Молодой пастух засверкал глазами, выхватил из ножен кинжал: «Племя А нехорошее! Всех буду рэзать!» Потом, он успокоился и бросил кинжал в ножны: «Пусть первые не начинают!..»
Потом мы перевалили через Главный Кавказских хребет через простенький горный перевал Гондарай высотой над уровнем моря не выше 3 километров и дальше шли уже по благословенной земле Абхазии.
Вскоре мы достигли верхней границы леса и опять увидали вооруженных людей! Один из них был старшина милиции с автоматом калашникова и в плащ-палатке. Другой был лесник с самозарядным карабином системы Симонова.
-Здравствуйте, товарищ милиционер!- начал я,- Вы тут охотитесь что ли?.. На фазанов?
-Ха!.. Угадал, студент!.. Охотимся!.. Из Сухуми из следственного изолятора рецидивист Вано сбежал!.. Слыхали?.. Его родовое село тут неподалеку в долине. Вот мы на него и «охотимся…» Не знаем, сумеем ли его живым взять?.. А вы откуда, ребята, идете?.. Никого, подозрительных, не встречали?
-Нет мы вообще никого не встречали… А может он просто прятался за камнями… Счастливой охоты, старшина!
Потом в горном абхазском селе Омаришара мы сели в старенький потрепанный автобус «пазик», битком загруженный не только пассажирами, но и их ящиками со сливами. Мы оторвали досочку сбоку ящика и ели эти вкуснейшие сливы совсем немытые. А местные молодые кавказцы улыбались: «Вот дикари из России!»
Город Сухуми нас встретил пасмурной погодой и штормовым морем. Мы немножко пожили там и поехали в Россию в Сочи…
Вот такой оказалась моя первая поездка в Кавказские горы.
Через три года я попал служить на Кавказ и уже сам бегал со своим коротким «калашниковым» по местным лесам.
Жили там, как оказалось мужественные и трудолюбивые люди. Уже тогда, вооруженные до зубов. С очень серьёзными собаками. Мы не нарушали местных обычаев и не вмешивались в их жизнь…
Поэтому тогда всё обошлось.
21 января 2020г.