Найти тему
АРТ директор

Как это было: Стиляги в СССР. «Я вас просил буги-вуги, а вы дали Баха фуги!»

БУГИ ВУГИ ТАНЦУЮТ ВСЕ! Это уникальная атмосфера счастья и добра, которую невозможно описать словами – ее нужно увидеть! Под эти хиты - наши папы и мамы- знакомились и влюблялись.
Всё это не потерянные воспоминания!
Всё это можно вернуть!
Всё это можно услышать и почувствовать!

Молодежь при любом режиме стремится к самовыражению, и поэтому периодически возникают различные направления, отличающиеся по внешнему виду и мировосприятию от всех прочих социальных групп. Такими были стиляги. Годы сталинской эпохи вызвали возникновение движения молодежи, которая отстаивала свое право на свободу при помощи одежды, слов и музыки. Они не призывали к смене режима, они только хотели иметь право на свою индивидуальность в мире серости и безликости.

Такое явление, как стиляга, – это результат действия целого ряда факторов. После октябрьского переворота 1917 года СССР находился в международной изоляции, и только после Второй мировой войны возобновляются контакты с иностранными государствами. Это приводит к тому, что в стране появляется прослойка людей, регулярно бывающих за границей, и их детей. Именно дети дипломатов и торговых работников и стали основой нарождающейся социальной группы золотой молодежи. Им хотелось подчеркнуть свою особенность, и для этого они избирают особый западный внешний вид, музыку и т. п. Также на формирование культуры стиляг влияет нарастающий внутренний протест молодежи против серости жизни и нищеты. Это чувство подхлестывали трофейные вещи, фильмы, музыкальные произведения. Молодым людям хотелось после многих лет лишений праздника, яркости, необычности. Стиль одежды стиляг, их музыкальные вкусы, танцы стали вызовом регламентированию сферы частной жизни

-2

Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с американского образца. В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях.

Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик — тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты». В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».

Таким образом, образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности.

Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.

-3

В каждом крупном городе у стиляг были особые места сбора. Они их называли «Бродами» (от «Бродвей»): улица Горького и площадь Пушкина в Москве, Невский проспект в Ленинграде, улица Куйбышевская в Самаре, Дерибасовская в Одессе. В Сибири тоже имелись свои Броды. Например, в Красноярске — на проспекте Мира (бывший проспект им. Сталина), от улицы Дзержинского до улицы Перенсона.

Показательно, что Бродами становились центральные улицы и площади городов, что подчёркивало демонстративный характер причастности к сообществу стиляг. Но чаще всего местами демонстрации стиля в провинции становились парки и танцплощадки.

Стиляга обращается к продавцу магазина грампластинок: «Я вас просил буги-вуги, а вы дали Баха фуги!»

-4

Особые музыкальные и танцевальные пристрастия также считаются характерной чертой стиляжничества. Стиляги слушали «несоветскую» джазово-саксофоническую музыку. Поскольку джаз — это мелодический стиль, основанный на импровизации, он «становился чем-то большим, чем музыка, он приобретал черты идеологии, вернее, антиидеологии».

Их кумирами были Гленн Миллер, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен. Именно от стиляг пошла традиция подпольной звукозаписи, в народе получившей название «музыки на костях», «музыки на рёбрах», или «скелет моей бабушки». Такие пластинки нелегально нарезались на рентгеновских снимках работниками студий звукозаписи или умельцами в домашних условиях. Качество записей было, как правило, ужасное, а стоили они значительно дороже настоящих.

Стиляги в СССР

Молодежь, внимательно следящая за модой и предпочитавшая легкую джазовую музыку суровым патриотическим песнопениям, существовала с первых дней образования СССР. Но только стилягам достался ярлык «безродных космополитов». Это неудивительно: «штатники» попали в самый эпицентр активной борьбы советских идеологов с «низкопоклонничеством перед Западом». Понятно, что стиляги с их неприкрытым интересном к американской и западноевропейской культуре стали отличной и, пожалуй, главной мишенью для комсомольских и партийных функционеров.

Страницы журналов и газет заполонили гневные «разоблачительные» статьи, карикатуры и фельетоны, высмеивающие преклонение стиляг перед Западом и выставляющие их не только в неприглядном свете, но и все чаще – в качестве потенциальных врагов. Именно в те годы появился пресловутый лозунг «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Встречались и агитационные плакаты, прямо объявляющие стилягам войну:

«Стиляга — в потенции враг"
С моралью чужой и куцей
На комсомольскую мушку стиляг;
Пусть переделываются и сдаются!»

Правда, у самих представителей субкультуры все эти гневные выпады вызывали лишь улыбку. Во-первых, стиляги не собирались ни с кем воевать: они изначально были пацифистами, что тоже вызывало раздражение у комсомольцев и коммунистов, чья идеология предписывала борьбу с мировой буржуазией. Во-вторых, чего греха таить, у молодого послевоенного поколения не было других примеров для подражания, кроме собственных героев двух войн: Гражданской и Великой Отечественной. В этом плане кругозор стиляг был значительно шире. Да и, по-честному, многие комсомольцы, живущие в стесненных материальных условиях, втайне (явно было нельзя) завидовали модным и элегантным молодым людям и ухоженным девушкам. Завидовали не столько внешней атрибутике, сколько внутренней свободе, позитиву и здоровому «пофигизму».

Сленг стиляг

Стилягам было важно не только выделить себя из толпы, из «серой массы», при помощи одежды или образа жизни, но и при помощи особого языка, точнее — жаргона. Частично этот сленг был воспринят стилягами от джазистов. Вот некоторые слова и выражения, принятые в языке стиляг и затем частично распространившиеся за его пределы:
Бродвей (или Брод) — как правило, центральная улица города, служившая для стиляг местом встреч. В Москве «Бродвеем» была улица Горького (ныне — Тверская). В Ленинграде — Невский проспект, в Баку — улица Торговая, в Ташкенте — улица Карла Маркса (сейчас Сайёлгох)(кстати в народе улицу до сих пор называют Бродвеем), в Одессе — улица Дерибасовская. Свои «Бродвеи» были в каждом городе или даже городском районе.
Чувак — проверенный молодой человек, которого приглашали на «процесс» (узкую вечеринку) в «хату».
Чувиха (чува) — девушка.
Хилять — ходить, фланировать.
Кинуть брэк — пройтись с целью «людей посмотреть — себя показать». Как правило, звучало, как «кинуть брэк по Броду».
Чуча — песня Поезд на Чаттанугу («Chattanooga Choo Choo…») из культового фильма «Серенада Солнечной Долины».
Совпаршив — отечественные изделия лёгкой промышленности.
Динамо, Динамо-машина — такси.
Динамить — сбегать.
Шузы — ботинки стиляг на высокой подошве. Обычно можно было приобрести исключительно у фарцовщиков. Советский аналог «шузов» — так называемая «манная каша» — на советские ботинки наклеивался по форме толстый кусок пластмассы.
Хата — свободная квартира, предназначенная для проведения вечеринки.
Процесс — сексуальный контакт.
Фазер — отец стиляги