Не так давно я задумался – а какой мотоцикл идеален для начинающего? Обычный совет мотоинструктора - окончив мотошколу, сесть за руль с байка с небольшим объемом мотора и постепенно переходить на боле мощные и скоростные модели. Однако если немного поразмышлять, сегодня эта традиционная схема, назовем ее «классической схемой развития байкера», во многом устарела.
Современные мотоциклы до такой степени напичканы электроникой, что даже самого ретивого железного коня можно «успокоить» простым нажатием кнопки, и ездить он будет не быстрее того же самого 250 – 300 кубового байка. Во всяком случае, когда инструктор в мотошколе объяснял мне, что начинать лучше с 250 кубов и постепенно пересаживаться на более мощные байки, тогда в мотоциклах еще не было ни АБС, ни настраиваемых на дисплее карт зажигания, ни трекшн-контроля. А ведь именно благодаря этим фишкам производители сегодня позиционируют 500-кубовые мотоциклы, как модели начального уровня.
Я ни в коем случае не противник малой кубатуры, напротив, считаю, что 300-400 кубов сегодня вполне годный вариант для поездок по городу, например, на работу и домой. Но ведь у такой техники есть серьезные ограничения, стоит выехать на окружную или загородное шоссе. Попытайтесь ускориться при обгоне со скорости 110-120 км/ч во время обгона фуры. Затяжной получается обгон, в некоторых ситуациях нехватка лошадиных сил отзывается холодом и дрожью в руках. И после нескольких таких маневров большинство новичков задумывается о том, что лучше пересесть обратно на 4 колеса, чем дальше набираться опыта и садиться за руль более мощного байка.
Наверно не надо рассказывать, что в некоторых ситуациях уверенное ускорение бывает даже безопаснее, чем торможение. Ну хотя бы в те моменты, когда автомобилист перестраивается из соседней полосы и не видит тебя в зеркало, а сзади за тобой едет большегруз. Хотели бы вы в такой ситуации оказаться за рулем мотоцикла с 30-40 сильным мотором? А почему советуете это новичкам?
Еще один довод любителей «классической схемы развития байкера» – это масса мотоцикла. Дескать, с мощным мотоциклом надо совладать, чувствовать развесовку, особенности работы тормозов – одним словом, не справишься, иди садись сначала на «ебрик», а там посмотрим.
Ок. Возьмем для сравнения КТМ Duke 390, довольно популярный у начинающих, и Yamaha MT-07, нейкид, который уже считается «взрослым» мотоциклом. Разница в весе – 25 килограммов. Это может как-то повлиять на основные ощущения за рулем? Вряд ли. Во всяком случае разницу в весе вы точно не заметите. Я не говорю, что сразу же за дверями мотошколы стоит садиться за руль Харлея или Кувалды Yamaha V-max, но бывают и такие примеры.
Говорить, что малокубатурные байки более безопасные, думаю, вообще не стоит. Слишком уж это субъективно. Можно с одинаковым успехом ушататься как на 120, так и на 70 км/ч. Сегодня вопрос больше смещается в сторону того насколько техника позволяет тебе избежать аварийной ситуации. Более мощные тормоза, более отзывчивый мотор и современные электроника в этом плане дают больше возможностей.
К сожалению, несмотря на все преимущества среднекубатурного байка, у начинающих за рулем такого мотоцикла очень быстро появляется соблазн испытать все его возможности. И это желание появляется намного раньше, чем вырабатываются и закрепляются основные навыки управления. Новичков часто губит любопытство и желание испытать возможности железного коня. Думаю, что рано или поздно появятся модели байков с «режимом новичка», когда начинающий райдер будет ограничен в максимальной скорости, но сможет получить все остальные преимущества нормального среднекубатурного байка.
Остались ли преимущества у малой кубатуры? Да и их по меньшей мере два. Первое – это защита от дурака, а второе – мотоцикл начального уровня, это отличный тренажер для работы с КПП.