10-я ночь путешествия, понедельник 8 июля
Стремительно надвигающиеся сумерки вернули меня из мечтательности к насущному вопросу ночёвки.
Хотелось, конечно, стать у реки. Но выяснилось: все доступные места я уже проехала. Подойти к воде так просто на подъезде к городу не удалось. Начиналась территория Смоленской АЭС, о месте нахождения которой я узнала прямо здесь: по огромным ЛЭПам и бесчисленным проводам, заборам с колючей проволокой; по табличкам, запрещающим ездить, ходить и фотографировать. Всё в уме стало на свои места - я поняла, откуда взялось огромное водохранилище и "город-сад" Десногорск.
"Стоит вам произнести слово «Десногорск» в компании рыбаков и вы услышите хор одобрения, эмоциональные возгласы и радостные вопли. Для рыбака Десногорск, как для альпиниста Эверест, - место, куда он улетает в мечтах. Еще бы. Рядом с городом расположен пруд, площадью 44 квадратных километра, где вода никогда не замерзает – это водохранилище САЭС. Станция круглый год дает водоему тепло. Пруд изобилует рыбой. Лещ, карась, щука, белые и пестрые толстолобики, черные и белые амуры, карп, сом, африканская теляпия и даже пресноводная креветка - далеко не полный перечень обитателей водохранилища САЭС."
varlamov.ru
Возвращаться совсем не хотелось. Как, если не по этой дороге, попадают в город?!
Озираясь, поехала вперёд за редкими машинами. Никаких ворот и охранников не видно. С далёкой проходной АЭС пристально глянул на меня громадных размеров мозаичный Ленин. Аж передёрнуло, то ли от неожиданности, то ли от холода. Там же, под козырьком, светились зелёные цифры: +9°С. Снова меня ждёт холодная ночь - этот мокрый нояБРрррЬ посреди лета уже начал надоедать.
Чудилось, невидимая энергия и электричество сами охраняют густым буфером въезд в город. Всё вокруг, на сколько хватает глаз, гудит, стрекочет, светится в сумерках, льётся в водохранилище...
Я почувствовала себя муравьём на полированной плоскости.
Что я здесь делаю?...
Впереди у будки заметила охранника или гаишника и, пока меня не остановили, пошла на таран:
- Здравствуйте! Не подскажете, есть ли где-то поблизости съезд к воде - мне бы палатку поставить, переночевать.
Парень в форме как-то неуверенно пошёл навстречу, глаза забегали, разглядывая гружёный велосипед, рот непроизвольно открылся, но слова родились не сразу:
- Что, одна?! - подскочили брови, форменная шапка уехала на затылок.
- Как есть...
- Откуда так? - он натянул шапку на лоб.
- Из Беларуси.
- Мать е... ! - рука осталась на шапке и снова задвинула её на затылок, другую руку - он непроизвольно сунул в карман; полосатая палка, висевшая на запястье, стукнула его под колено, ноги подогнулись и парень неуклюже развернулся на 180°. - Тут же скока! И всё на велике и в палатке?!
- Километров немного - около 300. Десятый день еду.
- Уум-м-м... - глаза парня снова забегали по сторонам, шапку вернул на лоб. - Тут пляж есть городской, но я не знаю, как Вам нравится - там людно утром... Я бы вот если с палаткой, за пляж поехал к дамбе, там такой лесок есть - заросший. Но там так... Сам туда рыбачить иногда, костерок попалить...
- Да - людно мне не очень, а лесок - отлично! Как туда попасть? - сую ему свой телефон с картой.
Он тупо вертел его, пытаясь разобраться в направлениях, но, указывая ориентиры, тыкал пальцем не туда. Однако словами маршрут описал в деталях - понятно, найду. Поблагодарила и двинулась в город.
Стемнело. Улица к парку и пляжу проходила в стороне от центра города. Люди не встречались. Только редкие машины, обгоняя, скрывались в поворотах. Над проезжей частью разросшиеся кроны деревьев задевали голову и плечи. На тротуарах сохранилась советская побитая квадратная плитка. Под колёсами велосипеда - неровный, в горизонтальных трещинах асфальт. Желтоватый, как на старых фотографиях, свет фонарей доставал из темноты затёртые временем углы одинаковых панельных многоэтажек. Привлёк внимание один выбивающийся из общего ряда кирпичный дом, на входе в который были следы "креативной" отделки - что-то обустроенное под клуб или дискотеку отдавало 90-ми... Создавалось стойкое впечатление, что, пройдя через непознанные атомные процессы врат АЭС, я попала в прошлое города одна, без людей, которые в параллельном мире прожили свою обычную жизнь и теперь - где-то в будущем.
У поворота на пляж, около стриженой аллеи кустов стояли несколько дорогих авто и компания "крутых пацанов" - стеклянными глазами зыркнули в мою сторону. Они тоже показались не настоящими, а киборгами, заселившими город после людей.
Я прибавила скорость.
Пересекла дорогу и въехала на узкую асфальтовую дорожку в городском парке. Очутилась на бетонном берегу Десногорского водохранилища. Никого. Только ритм частых фонарей большой дороги над дамбой отражался в тихо скользящей воде.
Парк был совсем прозрачным и весь исчёркан тропками - никак не вариант для ночёвки. А где же то место "за пляжем"?
Я прошлась по берегу до конца бетонных плит. Тропинка повела в неухоженный пятачок леса, разветвлялась, сузилась и повернула к воде. Я с великом протиснулась через высокую осоку и возле нескольких старых деревьев вышла на полянку размером чуть больше места для моей палатки. Вот и кострище. Похоже, то место и есть. И знают об этой норе только "свои".
Снова с неба закапало.
Подходы к воде через камыши искать ночью не стала. Разложила палатку. Закипятила родниковую воду из гидропака на горелке, попила чаю с сухарями - и этим вполне насытилась. Очень хотелось спать. Запаковываясь внутри палатки во все тёплые слои, ловила опасения, что на "своё" место может пожаловать тот охранник со въезда в город, или рыбаки...