Мы подготовили для вас 7 мест литературной Москвы с непростыми историями и любопытными фактами: пройдитесь с авторами произведений и их героями под шелест страниц бессмертных книг.
Поделился любопытными секретами столицы и помог разобраться в её книжной топонимике Дмитрий Мешалкин — литературный обозреватель и проводник по историям московских улиц. Дмитрий готовит серию литературных экскурсий по Москве, основываясь на опыте прочитанных произведений, экспертных мнений историков, урбанистов и литературоведов.
Чердачный дворец
Так Марина Цветаева называла дом в Борисоглебском переулке. В выбранном для себя, мужа и дочки особняке писательница провела всю молодость. Его стены являются свидетелями счастливейших дней жизни Марины и тех, что, к сожалению, оставили глубокий шрам на душе.
В 1916 году дом стал местом радостных встреч с юным Мандельштамом. Здесь собирались в гостях актёры шумевшей тогда на всю Москву студии Вахтангова, про которых она потом напишет в «Повести о Сонечке». «Здесь ей придётся перенести голод, революцию и нищету».
К счастью, хороших воспоминаний всё же было больше. Не зря Марина называла дом «колодцем уюта и волшебства». На восемь с половиной лет, которые прожила здесь Цветаева, пришёлся один из самых мощных периодов её творчества: написано множество стихов, в том числе посвящённые нам с вами. Прочитайте например, стихотворение «Тебе, через сто лет…»
К тебе, имеющему быть рожденным
Столетие спустя, как отдышу, —
Из самых недр — как на смерть осужденный,
Своей рукой пишу…
Сейчас особняк носит статус музея-квартиры Марины Ивановны: восстановлен интерьер тех годов, сохранена часть мебели. Попав в одну из комнат, вы увидите письменный стол, за которым творила Цветаева. Между прочим, как чуть ли не главному герою своей поэтической деятельности, Марина посвятила этому предмету мебели одно стихотворение. Какое? Вы узнаете у сотрудников музея: здесь работают отзывчивые и преданные своему делу люди.
В музее постоянно проходят вечера музыки, лекции, обсуждения и чтения стихотворений. За актуальной информацией следите на официальном сайте. Квартиру можно посетить со вторника по воскресенье с 12 до 19, а в четверг — с 12 до 21. Понедельник — выходной день
Адрес дома: Борисоглебский переулок д.6 стр.1
Стоимость билета:
Взрослый: 300 р.
Льготный: 150 р.
Изловить профессора и его свиту
Именно это пытался сделать Иван Бездомный, герой романа «Мастер и Маргарита», в районе Патриарших прудов. В этом разделе у нас будет несколько чек-поинтов.
Во-первых, конечно же, приехав на Патриаршие, можно присесть на лавочке под липами, как Берлиоз и Бездомный. Но внимание! Убедительно вас просим: не разговаривайте тут с незнакомцами. Намекает на это даже установленный над головой соответствующий знак. Благодаря роману Булгакова всем известно, что как только Сатана посещает Москву, он сразу же отправляется на Патриаршие с целью прогуляться и пообщаться с достопочтенными гражданами. Под трамвай тут вы, конечно, не попадёте, ведь от трамваев в этой части города осталось только здание для отдыха вагоновожатых, но мало ли.
Следующий наш пункт — это Спиридоновка. Помимо связи с булгаковской историей эта улица славится тем, что на ней некоторое время жили Александр Блок, Алексей Толстой (его музей-квартира находится по адресу (Спиридоновка 2), Максим Горький (Спиридоновка 4). А также в церкви на соседней улице венчался А. С. Пушкин с Натальей Гончаровой.
Но вернёмся к Мастеру и Маргарите. Нас интересует дом по адресу Спиридоновка 17. Когда-то эта усадьба принадлежала жене Саввы Морозова, знаменитого российского мецената. Здание неоготического стиля фасадов, украшенных барельефами мифических существ, стало прообразом дома, в котором жила возлюбленная Мастера. Видите арку справа? Именно через неё на метле вылетела Маргарита на встречу ночным приключениям. А если вы, дорогой читатель, внимательно пройдёте и осмотрите забор дома – увидите любопытное изображение того самого, кому принадлежит цитата из романа: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».
Дорожкой длинною: от Пушкина до Вертинского
Александр Вертинский преодолел непростой путь от никому неизвестного молодого щеголя до главного голоса эстрадной сцены России. А сколько шагов им было сделано по московским улочкам… Особенно по Тверской.
В столицу Александр Николаевич приехал за актёрским будущим на пробы к Станиславскому. Но знаменитый театральный режиссёр отказался браться за молодого человека, ссылаясь на картавость, которая впоследствии станет изюминкой Вертинского, а сам артист, между прочим, — лауреатом Станиславской премии.
Мы предлагаем пройтись вам по Тверскому бульвару, который в начале 20 века многие сравнивали с Латинским кварталом во Франции. Здесь с друзьями в кабаках любил отдыхать и молодой Вертинский. Представьте ситуацию: разгульная пьянка, веселье, и вдруг компания молодых поэтов и лихачей понимает, что нечем платить по счёту. Александр выбегает из кафешки на улицу и: «о Счастье!», — видит своего солидного знакомого. Тот одалживает ему деньги, но журит нашего героя за непристойное для джентльмена времяпрепровождение. Тогда Вертинский заключает с ним пари на 3 рубля, что через 3 года артист станет знаменит на всю Россию. Александру не понадобилось и года, чтобы выиграть этот спор!
Тверской бульвар также знаменит самым известным в России памятником Пушкину. На памятник собирали деньги всей Россией. Была организована подписка (сбор средств) Сейчас москвичи подписываются на музыкальные сервисы, а раньше на памятники.
В конце бульвара в районе Никитских ворот как-то в 1919 году юнкера обороняли Кремль от наступающих красных, и под раздачу чуть не попал писатель Паустовский, укрывающийся в одном из домов на Никитской. Героической обороне юнкеров Вертинский посвятил вскоре одно из своих главных стихотворений: «То, что я должен сказать…»
Сударь, вы очень похожи на Тараса Бульбу
Составляя путеводитель по литературной Москве, нельзя избежать упоминания о Владимире Гиляровском. Настоящий казак, поступивший в московское юнкерское училище, стал впоследствии знатоком столицы. Им написан один из известнейших бестселлеров среди книг о быте города прошлого века — «Москва и москвичи». Книга поражает количеством самобытных героев, которые жили бок о бок друг с другом. Тут вам и рассказы о московских булочных, и о городовых, и о пожарной команде, которая всегда спешила на помощь в полудеревянной Москве.
Особое внимание Гиляровский уделял Хитровке: «Хитров рынок почему-то в моём воображении рисовался Лондоном, которого я никогда не видел. Лондон мне всегда представлялся самым туманным местом в Европе, а Хитров рынок, несомненно, — самым туманным местом в Москве».
На месте Хитровской площади раньше находился Хитров рынок — одно из самых опасных мест в Москве. Здесь собирались на бурные встречи и на соседних улицах жили все преступные элементы столицы начала 20 века. Столкнуться взглядом с Сонькой Золотая ручка или в питейной пересечься с городовым Рудниковым — властителем Хитровки, который знал всех бандитов в лицо и, казалось, по одному только взгляду на преступника мог определить, что тот замышляет.
Гиляровский — большой статный мужчина, имел сильное сходство с Тарасом Бульбой и не раз выступал моделью для художников-иллюстраторов, оформляющих книги Гоголя. Также был признан бандюганами «своим» и сумел с документальной точностью описать всю Хитровскую площадь и её окрестности.
Быт маргинальных личностей изучал не только Гиляровский. В заинтересованности здешними местами не уступал и сам Станиславский. Перед тем, как поставить знаменитую пьесу Горького «На дне» в своём театре, режиссёр проводил в злосчастных переулках львиную долю личного времени, изучал разнообразную литературу.
Помимо этого место Хитровки знаменито своей историей: на её территории ранее находилось одно из древнейших поселений славянского племени вятичей.
Современная Хитровская площадь и окрестности сохранили целый ансамбль зданий, имеющих статус культурного наследия. Советуем прогуляться здесь с особой внимательностью всем и особенно неравнодушным к архитектуре.
Previous
Площадь поэтов
Перенесёмся в 60-е годы прошлого века. Москва, площадь Маяковского (ныне Триумфальная). Возле памятника поэту собираются молодые советские лирики и читают стихи. Совсем скоро ребята будут собирать стадионы. А на их вечера выступлений в Политехническом достать билеты окажется практически невозможно. Сами лирики назовут себя «шестидесятниками». Некоторых из них вы точно знаете: Роберт Иванович Рождественский, Евгений Александрович Евтушенко, Андрей Андреевич Вознесенский, Белла Ахатовна Ахмадулина.
Но всё не может быть просто: в комитете госбезопасности подобное явление вызывает определённые беспокойства. Вот что пишут чекисты в одной из своих записок о чтениях: «На протяжении двух последних лет на площади Маяковского для публичного чтения стихов еженедельно собирается молодёжь. Чтения проводятся, как правило, по субботним и воскресным вечерам; начинаясь с 21–22 часов, они нередко продолжаются до двух-трёх часов ночи. Обычно к памятнику Маяковского собираются несколько сот человек, в том числе школьники, студенты, а также молодёжь без определённых занятий. Иногда в числе присутствующих бывают иностранцы. С декабря прошлого года стали читаться стихи, пропитанные злобой и ненавистью к Коммунистической партии и советскому строю…»
А вот одно из воспоминаний современницы поэтов о площади и стихах: «Никто мне не рассказывал о «Маяковке», никто не звал туда, просто как-то шатались мы с Ковшиным по Москве и забрели на площадь, а там стихи читают. Я не очень удивилась. Наше поколение жило стихами: стихами вырабатывалось мировоззрение, растились души, стихами мы находили друг друга, стихами объяснялись».
В Москве тогда то и дело проходили вечера официальной, вернее, дозволенной поэзии: Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина собирали огромные аудитории. Конечно, они не затмевали в наших глазах великих поэтов: Пастернака, Ахматову (которые, к слову сказать, тогда ещё здравствовали), но в том, что читали шестидесятники, был нерв времени — поиск, бунт, новизна. И честно говоря, площадь запомнилась многим не стихами, а какой-то непрестанной бузой — скандалами. От стихов веяло молодостью: они были дерзкими, завораживали эмоциональным напором, врезались в память призывом, лозунгом, повелительной интонацией (например: «Человеческий манифест» Галанскова). Большинству же выступавших надо было просто что-то прокричать, заявить о себе. Отсюда и соответствующая атмосфера. Постоянно кого-то окружали, держали, отбивали; удирали от дружинников, отвязывались от «хвостов» — и всё это весело, с выдумкой. А сейчас стихи шестидесятников читают даже под бит хип-хоп исполнители.
Триумфальная площадь: советуем попробовать во время праздников прогуляться здесь и мысленно перенестись в прошлое.
После Рима только Москва и может нравиться
В доме на Никитской жил во время своего пребывания в Москве Н.В. Гоголь. Здесь он начинал писать второй том «Мёртвых Душ». Москву для писателя открыл его друг, историк Михаил Погодин. Именно благодаря знакомству с Погодиным Николай Васильевич вошёл в московский литературный круг. И именно этот человек стал одним из прототипов знаменитого Плюшкина.
Погодин был жутким коллекционером и скупал всевозможные предметы старины. Это его увлечение и высмеял писатель в своей книге. После смерти Погодина за его коллекцию, если переводить на наши деньги, Николай Первый заплатил порядка двух миллионов долларов. Так что не такое уж было дурацкое увлечение.
Гоголь очень полюбил московские улочки. «После Рима только Москва и может нравиться», — говорил Николай Васильевич. В советское время дом отдали под коммунальные квартиры и только в 1974 году здесь открыли мемориальную квартиру Гоголя.
В новогодние праздники в Доме Гоголя будут проходить иммерсивные спектакли по рождественским произведениям писателя. Советуем сходить, ведь на таких мероприятиях зритель — полноправный участник происходящего. Погрузиться в мир фантасмагорий Гоголя и вспомнить любимые истории из его книг можно в декабре уходящего года и январе 2020.
За актуальной информацией следите на официальном сайте музея.
Москва, Никитский бульвар, д. 7а
Часы работы:
Понедельник — выходной
Вторник, среда, пятница 12:00 — 19:00
Четверг 14:00 — 21:00
Суббота, воскресенье 12:00 — 18:00
Первый бал Наташи Ростовой
«Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым… у Ростовых были именинницы Натальи — мать и меньшая дочь. С утра не переставая подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской».
Дом с мезонином, расположенный на Поварской улице, — усадьба Долгоруких, которую Лев Николаевич Толстой, будучи здесь часто в гостях и на балах, взял за прообраз дома Ростовых. Стены особняка становятся свидетелями ярких событий романа «Война и мир».
Усадьба долгое время принадлежала графу Сологубу, тот был масоном и ходят слухи, что в стенах дома есть потайные ходы, а также, что в здесь хранятся сокровища, охраняемые призраками.
На Поварской также находится музыкальное училище имени Гнесиных и дом, в котором Пушкин впервые читал на публику поэму «Полтава».
Адрес усадьбы: улица Поварская, дом 52/55
Если вы живёте в Москве, то взгляните на город по-новому и прогуляйтесь по предложенному маршруту. Если вы из другого региона, то чем не повод прилететь в столицу?