Боровичские ведомости продолжают публиковать главы из 2-го дополненного издания книги «177 Стрелковая дивизия из Боровичей».
Предыдущие части можно найти здесь, здесь и здесь.
От Пскова, занятого врагом 8-9 июля, самый короткий путь к Ленинграду проходит по шоссе, идущему через Лугу. Немецкое и наше командование понимали, что Луга – ключ к Ленинграду. Если крупный город Псков, имея долговременные укрепления, был взят в несколько дней, то Лугу фашисты надеялись легко проскочить и с ходу ворваться в Ленинград.
Как выглядело отступление Красной Армии на этом направлении до того, как в бой вступила 177 стрелковая дивизия, можно почитать в книге Хомякова И. «История 24-й танковой дивизии РКК»:
– Оборонявшаяся на Лужском направлении 118-я стрелковая дивизия не смогла отразить удар превосходящих сил противника, и начала отходить… Лужское шоссе оказалось неприкрытым, и противник устремился к Луге. 90-я стрелковая дивизия… совершая марш без соблюдения мер боевого обеспечения, в первой половине дня 10 июля попала под внезапный удар танков и авиации противника. В результате этого дивизия понесла значительные потери, и просёлочными дорогами отступала…
Начиная с 6-го июля, в течение нескольких дней, к переднему краю Лужского участка обороны подходили отдельные части и подразделения 41-го стрелкового корпуса, дезорганизованные и потерявшие управление…
В ночь с 10-го по 11-е июля подразделения 177 СД пропустили через свои боевые порядки последние отходившие части…
В книге Мамонтова О.В. «Остановленный блицкрит» это же отступление описано более кратко и жёстко: «41-й стрелковый корпус в составе 111-й, 90-й, 235-й и 118-й дивизий отступал от Пскова в беспорядочном состоянии и был, по существу, небоеспособен».
Очевидец отступления, начальник Инженерного управления фронта подполковник Б.В. Бычевский:
– На шоссе за Лугой, где уже заняли боевые порядки подразделения 177-й дивизии, нескончаемый поток автомашин, повозок. Тут и там вперемежку с разрозненными группами бойцов бредут беженцы. В воздухе висит едкая пыль. Стоит угнетающий гул: сливаются гудки машин, рёв скота и людской плач. И над всем этим пёстрым потоком часто проносятся самолёты с чёрными крестами на крыльях. С бреющего полета фашистские лётчики пулемётным огнём расстреливают всё живое. На наших глазах погибли две девочки и три женщины. Попутчики оттащили их за обочину, чтобы похоронить. Командиры и бойцы машошинской дивизии пытаются навести порядок. Пришлось помогать ликвидировать пробки на дороге, направлять беженцев с шоссе на просёлки ...
Встречи наших людей с бойцами, бредущими от Пскова, ограничиваются короткими перебранками:
– А ну, проходи! Раз драпаешь, нечего глаза пялить!
Попытки огрызнуться слабые, больше для виду:
– Ладно, герой! Посмотрим, каков сам будешь перед танком ...
9 июля поступил приказ о переброске автомобильным и железнодорожным транспортом 177 СД на другой участок фронта. 10 июля в 5 часов утра части дивизии были сосредоточены у шоссейной дороги в полной готовности к погрузке. Воинские эшелоны поданы на ст. Луга. В 5 часов 5 минут получен шифрованный приказ: «Переброску частей дивизии отменить. Занять предыдущие границы и оборонять их.
Из журнала боевых действий 177 СД:
– 10. 7 .41 r. На протяжении всего дня отмечаются интенсивные налёты авиации противника на r. Луга, р-он ДОП (а), Новые Крупели. Повреждается связь, противник бомбит район ОП (огневых позиций) зенитной артиллерии ...
В попытке взять Лугу сходу, 10 июля две танковые, моторизованная и пехотная дивизии немцев при поддержке авиации нанесли удар и устремились вперёд. Сложно предположить, чем могло закончиться наступление немцев, если бы в это время дивизия находилась в стадии погрузки и движении на другой участок фронта. К счастью, рубеж в районе Луги успела занять 177-я стрелковая дивизия. Немецкие дивизии натолкнулись на упорное сопротивление. Важные населённые пункты и узлы сопротивления по нескольку раз переходили из рук в руки. В жестоких боях наступление врага было остановлено.
10 июля 1941 года вошёл в историю Великой Отечественной войны как начало битвы за Ленинград.
Позднее, маршал А.М. Василевский писал:
– ... на Лужской полосе обороны развернулись яростные бои. Часто они не имели пауз, длились сутками, доходили до рукопашных схваток.
Немецкое командование было уверено, что удар такой силы и плотности невозможно сдержать. Луга будет захвачена в ближайшие дни, если не часы.
Позиции 177 СД атаковала 4-я танковая группа (4.Panzer-Gruppe) вермахта. В приказе командующего 4-й танковой группой генерал-полковника Эриха Гёпнера, зачитанном перед вторжением гитлеровцев в Советский Союз, было сказано:
– Война против Россия является важнейшей частью борьбы за существование немецкого народа. Это – давняя борьба германцев против славян, защита европейской культуры от московско-азиатского нашествия…
Эта борьба должна преследовать цель превратить в руины сегодняшнюю Россию, и поэтому она должна вестись с неслыханною жестокостью. Каждый бой должен быть организован и проводиться с железной волей, направленной на безжалостное и полное уничтожение противника. Никакой пощады…