Под напором многочисленных положительных отзывов и премии Золотой глобус отсмотрели на днях с Захаровым корейских Паразитов.
Мы очень настороженно относимся к фестивальному кино, поэтому особых ожиданий от фильма не было. Но мы обманулись. Фильм действительно оказался отличным. Заснял его южнокорейский режиссер Пон Джун Хо, тот самый, который в 2013 году отметился своим революционным пост-апокалипсом "Сквозь снег".
Сюжет фильма на первый взгляд может показаться достаточно простым и банальным, отчего Захаров несколько раз порывался прекратить просмотр. Однако только тот факт, что в Каннах фильму были устроены пятнадцатиминутные овации, заставил нас досмотреть его до конца.
Семья мелких проходимцев прозябает в нищете. Неожиданно сына через репетиторство попадает в дом богатой семьи.
Постепенно к этой семье словно паразиты присасываются и остальные его родственники. На такой комедийной фабуле – соприкосновения двух разных социальных миров и строится завязка сюжета.
Однако фильм оказался не так прост – только мы было настроились на лёгкую эксцентричную комедию, как фильм превратился в триллер, затем в социальную сатиру, драму, а в итоге – в ад. И всё это жанровое смешение происходило на фоне резкоменяющегося направления сюжетной линии. В итоге, поначалу очевидная юмористическая история про мелких аферистов-паразитов стала далеко не очевидной и привела к спору с Захаровым - кто же на самом деле в фильме паразиты – нищие жулики, обманом проникшие в богатый дом, или богатые владельцы этого дома, как класс социальных паразитов? А может быть они все взаимные паразиты?
Нарочито издевательским хэппи-эндом автор не разрешил наш спор, предложив нам самостоятельно разобраться с моралью фильма. Однако, Захаров посчитал, что мораль фильма разжёвана «дальше некуда».
Сошлись мы на том, что безусловно Паразиты – это критика очевидных пороков общества и ущербности сложившейся системы социального неравенства, но только очень осторожная и безопасная. На вопрос «Кто виноват и что делать?» режиссёр ответ дать либо не смог, либо побоялся. Ограничился лишь бессмысленным и беспощадным бунтом одного из героев против классового врага, который ни к чему не привёл.
Возможно ответ на этот вопрос находится в фильме Сквозь снег, где революция в последних вагонах поезда приводит к крушению всего поезда. А раз так, то может быть лучше и продолжать тайком жить в подвале умного дома?
В целом, как и "Сквозь снег", "Паразиты" получились отличной сатирой на современное классовое общество, но более изящной и не такой прямолинейной. Режиссеру опять так мастерски удалось снять остросоциальное кино в мейнстримовой упаковке, что многие зрители даже и не поняли о чём оно.
В итоге у Пон Джун Хо получился крепкий и цельный фильм со сложной структурой, непредсказуемым сюжетом и многочисленными аллюзиями и метафорами. Однозначно, это один из лучших, если не самый лучший фильм прошедшего года. И мы его настоятельно рекомендуем к просмотру.
Наша оценка 8/10.