Очень многие новички пренебрегают весьма простыми и очевидными рекомендациями, соблюдение которых тем менее почти гарантировано убережет вас от потенциального отрицательного отзыва, которого все боятся, как огня (не без оснований, смею заметить).
Почему почти? Потому что человеческий фактор никто не отменял и по ту сторону может оказаться человек с особым психологическим портретом (назовём это так), а то и вовсе мошенник. Но это - исключения, причём достаточно редкие.
Итак правило первое.
Внимательно изучайте техническое задание
Не редко новички читают ТЗ по диагонали и, увидев там знакомые названия технологий и инструментов, тут же бегут наперегонки оставлять заявку к проекту, потому что кто-то им сказал, что оставить заявку в числе первых - это важно.
Этот "кто-то" и я в том числе )
Уже в процессе работы выясняется, что технологии то вроде те, но вот задачи, которые нужно решить с их помощью, достаточно нетривиальные, а Google - последняя надежда - пасует перед нетривиальными задачами и упорно не хочет выдавать готовых ответов.
Дальше отчаявшиеся горе-исполнители начинают метаться по тематическим пабликами и форумам с вопросами и просьбами о помощи. А кто-то, самый отчаянный и - что греха таить - не самый умный, открывает свой проект на той же бирже, пытаясь делегировать задачу более квалифицированному коллеге.
Как правило результат всегда одинаков - заказчик, не получив желаемое в нужном объёме и с заявленным уровнем качества, заканчивает сотрудничество отрицательным отзывом.
Мораль сей басни такова: всегда внимательно читайте ТЗ и никогда не беритесь за проект, если в нём есть задачи, решение которых для вас на данный момент неизвестно.
Подробно обсуждайте и фиксируйте все условия сотрудничества
Часто на этапе выполнения проекта или же по его окончанию камнем преткновения становится не собственно качество выполненной работы, а условия её выполнения.
Это могут быть как условия и форма оплаты, так и даже способы обратной связи. Все организационные моменты, которые не были обозначены на старте, потенциально могут стать источником недоразумений между заказчиком и исполнителем. Поэтому обязательно перед началом работ должны быть четко зафиксированы (лучше письменно):
- точная сумма оплаты за работу
- график оплаты: предоплата и ее размер, поэтапная оплата и т.п.
- форма оплаты: электронные деньги, банковский счёт и т.п.
- точные сроки реализации проекта и сроки реализации этапов, если таковые имеются
- чёткое определение объёмов работы без размытых широких формулировок, возможно с оговорками, что вы делать не будете
- условия передачи результатов работы
- форма и режим оперативного общения по проекту: в какое время вы доступны для связи, какие каналы для связи будут использоваться, как быстро вы будете реагировать на запросы заказчика в рамках оговоренного "времени доступности"
- как, в какой форме и на какой основе будут предоставляться услуги по дальнейшему сопровождению и консультациям после сдачи проекта.
Строго придерживайтесь сроков сдачи проекта
Это архиважное правило. Правило правил. К сожалению значительная часть исполнителей далека от понимания механизмов и алгоритмов работы реальный бизнеса. "Ну, подумаешь плюс пару дней... Подождёт!".
Во-первых, срыв сроков - это для вас потеря лица, как профессионала. Это автоматически переводит вас в разряд любителей, фрилансеров, с которыми не стоит иметь дело.
Во-вторых, вы удивитесь, но на самом деле срыв сроков нередко расценивается, как значительно большее зло, чем недочёты по качеству работы.
Всегда помните, что, став исполнителем проекта заказчика вы стали частью его бизнес-схемы, звеном в цепи взаимосвязанных этапов, а эта связь зачастую чётко регламентирована временными метками. На время сдачи вашей работы уже запланирован старт следующих этапов и эти даты по ряду причин могут быть весьма строги и критичны.
Если вдруг случилось так, что вы понимаете, что не сможете гарантировать выполнение работы точно к заявленному сроку, обязательно(!) предупредите об этом заказчика в ту же минуту, как к вам пришло это осознание. Никаких "а вдруг успею", никаких "напишу завтра"!
Но лучше не допускать срыва сроков вообще.