Неизвестные страницы истории. Варшавское восстание в августе 1944 года - большая трагедия польского народа.
23 июля 1944 года советские войска освободили Люблин (Польша), а 26 июля Народный комиссариат иностранных дел СССР опубликовал заявление об отношении Советского Союза к Польше; одновременно был опубликован манифест, датированный 22 июля и подписанный в Хелме (пограничном польском городе); в нём объявлялось о создании Польского комитета национального освобождения, который вскоре все стали называть просто Люблинский комитет.
В манифесте провозглашалась новая эра единства славянских народов; подчёркивалось, что границы между Польшей и Советским Союзом будут установлены на основе "этнического" принципа и взаимного согласия и что Польша получит свои древние земли в Силезии, по Одеру и в Померании. Восточная Пруссия также должна была войти в состав Польши. Бессмысленная вражда между славянскими народами, длившаяся 400 лет, теперь наконец кончилась, и польским и советским знамёнам предстояло развеваться рядом, когда победоносные войска обеих стран вступят в Берлин.
Далее в манифесте перечислялся ряд пунктов программы восстановления Польши. Вопрос о национализации формулировался весьма осторожно. Национальное имущество, находящееся в руках германского государства и немецких капиталистов, должна была перейти "в распоряжение временного государственного управления" Польши и по мере урегулирования экономических отношений будет происходить возвращение собственности владельцам.
Но в августе - сентябре 1944 года вспыхнуло Варшавское восстание. Советский Союз этого не ждал. Версия "лондонских поляков" хорошо известна. Лидер восстания Бур-Коморский изложил свою версию "русского предательства"; то же сделал Станислав Миколайчик в своей книге "Rape of Poland" ("Изнасилование Польши").
Миколайчик настойчиво повторяет в своей книге, что штаб генерала Рокоссовского находился "всего в нескольких километрах" от Варшавы и что Красная Армия стояла в "пригородах Варшавы и не хотела двинуться с места". Миколайчик утверждает, что если бы русские захотели, они могли овладеть Варшавой и тем самым предотвратить разрушение города и спасти многих из 300 тысяч поляков, которые погибли за два месяца ожесточённых боёв и зверских расправ, происходивших в городе.
После жестокого подавления Варшавского восстания немцами Бур-Коморский и Миколайчик максимально использовали в своей аргументации - в оправдание восстания поляков, - следующие факты:
- 1) Московское радио в конце июля в специальной передаче призвало население Варшавы к восстанию против немцев;
- 2) советское командование не разрешило самолётам, доставлявшим с Запада и сбрасывавшим в Варшаве снаряжение и боеприпасы, приземляться на советских аэродромах;
- 3) советские войска не поддержали мужественную попытку польских частей под командованием генерала Берлинга форсировать реку Висла в непосредственной близости к Варшаве.
Черчилль в это время, 14 августа 1944 года, телеграфировал своему министру иностранных дел Идену:
"Весьма странно, конечно, что в тот самый момент, когда подпольная армия подняла восстание, русские армии приостановили своё наступление на Варшаву и отошли на некоторое расстояние назад. Чтобы доставлять в Варшаву пулемёты и боеприпасы, им было бы достаточно покрыть по воздуху расстояние в 100 миль".
Два дня спустя Вышинский информировал американского посла, что Советское правительство не может возражать против доставки английскими и американскими самолётами оружия в район Варшавы, но что оно возражает против их приземления на советской территории, поскольку Советское правительство не хочет иметь ни прямого, ни косвенного отношения к варшавской авантюре.
Варшавское восстание - это была большая ошибка "лондонских поляков". Они должны были знать, что немцы ответят. И ответят очень жестоко!