Найти тему
Срочная новость

Три буквы послали на шесть цифр Минэкономики разработало тарифы для продажи «красивых» госзнаков

Минэкономики разработало официальные тарифы на приобретение так называемых красивых автомобильных номеров: тарифы будут закреплены в виде госпошлин в Налоговом кодексе уже со следующего года. Максимальную цену — 600 тыс. руб.— заплатят желающие стать обладателем номерного знака с одной повторяющейся буквой и цифрой, например А111АА. На остальные номера цены варьируются от 5 тыс. до 450 тыс. руб., при этом региональные власти своими законами смогут увеличить размер пошлины в десять раз или же выставить номер на торги, где ценник вообще не ограничен.

Опубликованный Минэкономики проект постановления правительства РФ устанавливает «порядок резервирования за владельцем транспортного средства государственного регистрационного номера с индивидуальными буквенно-цифровыми обозначениями». Документ вступит в силу с 1 января 2021 года вместе с поправками к Налоговому и Бюджетному кодексам (их проекты также опубликованы в понедельник).

Граждане получат право через портал госуслуг зарезервировать номер с «красивым» сочетанием букв и цифр, комбинации которых и повышенные пошлины за них закрепят в Налоговом кодексе. В 600 тыс. руб. обойдется номер с сочетанием одной буквы и цифры, например А111АА или О77700, в 450 тыс. руб.— номер с цифрами от 100 до 900 и одинаковыми буквами, например В900ВВ, в 300 тыс. руб.— номер с цифрами 001–009 и одинаковыми буквами, например Т001ТТ, в 150 тыс. руб.— номер с комбинацией 010–090 и одинаковыми буквами, например, А050АА. Если трех повторяющихся букв нет, госпошлина уменьшается до 50–150 тыс. руб. в зависимости от комбинации цифр: три единицы, к примеру, дороже, чем 010. Если в госзнаке повторяются только буквы, пошлина составит 200 тыс. руб.

Процедура резервирования будет определяться субъектом федерации. Регионы смогут применить к базовым ставкам Налогового кодекса повышающий коэффициент (увеличив пошлину в десять раз, иными словами, максимальная цена номера может достигать 6 млн руб.) либо выставить госзнак на аукцион. Сегодня, напомним, автомобильные номера продаются на неофициальных аукционах с участием «автомобилей-доноров» (как правило, это дешевые «Жигули»). По оценкам Минэкономики, цены за госзнаки варьируются от 10 тыс. до 10 млн руб., средняя стоимость составляет 300 тыс. руб.

Конкурс по одному лоту будет длиться 30 дней, при этом «один гражданин Российской Федерации может участвовать в торгах не более пяти раз одновременно». Иными словами, в одни руки можно получить не более пяти номеров. Остальные детали закрепят в региональных нормативных актах. 50% поступлений от уплаты госпошлины (и торгов) будет направляться в региональные бюджеты. До 1 июня 2020 года Минфин РФ установит требования к операторам электронных площадок, где будут проводиться аукционы.

Разработать порядок проведения конкурсов по продаже «красивых» номеров еще в 2010 году поручал Владимир Путин в статусе главы правительства. Документ был связан с законом «О государственной регистрации транспортных средств», который приняли только в 2018 году (вступил в силу с 1 января 2020 года). Проект постановления правительства обсуждался Минэкономики и МВД еще в 2019 году, ведомства предлагали разные сценарии, но, судя по всему, им удалось найти компромиссное решение.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов скептически относится к идее «вмешательства государства на этот крайне нишевый рынок». «Предлагаемые цены имеют мало отношения к реальности,— говорит он.— Номера с тремя одинаковыми цифрами сегодня продаются максимум за 100 тыс. руб., за 600 тыс. руб. они никому не нужны. Не думаю, что государство сможет эффективно регулировать эту сферу». Интерес к покупке подобных номеров падает с каждым годом, говорит глава Союза производителей государственных регзнаков транспортных средств Людмила Шерстнева, самые привлекательные сочетания давно раскуплены и установлены на машинах. «Во многих районах Москвы сегодня можно видеть стоящие около ГИБДД никому не нужные покрывшиеся грязью "машины-доноры" с "красивыми" номерами»,— говорит госпожа Шерстнева. Она напомнила, что с нового года выдача знаков усложнилась: согласно закону «О государственной регистрации транспортных средств», гражданин при покупке автомобиля должен использовать госзнак с кодом региона, совпадающего с регионом регистрации автовладельца (иными словами, зарегистрированный в Чечне водитель имеет право с 1 января ездить исключительно с госзнаком 95-го региона). «Спрос на номера стабильный и сохраняется,— говорит один из участников рынка по торговле номерами, пожелавший не называть себя.— Вмешательства государства в этот бизнес не требуется, а документ Минэкономики пока выглядит крайне сырым».

«Мода на "красивые" номера имеет криминальные корни,— вспоминает президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— Это пережиток 1990-х годов, когда на дороги повылезали бандиты и им надо было как-то обезопасить себя от остановок сотрудниками милиции, вот и появились "блатные" номера. Сегодня государство зачем-то продолжает поддерживать это явление и идет на поводу у людей, у которых, очевидно, плохой вкус. Потому что назвать хорошим вкусом любовь к трем семеркам нельзя. Популярностью это будет пользоваться, если цена на номер не превысит 5 тыс. руб., все, что дороже, даром не надо».