Эх! Четвёртому год, маме сорок, а папе в мае полтинник. Заслуженные пациенты клиники репродукции, дважды сделали ей отличную прибыль - и дважды успех. Третьему, кстати, четыре с половиной года.
Но всё это, несомненно, наше личное дело. Мы стремились, и мы добились.
Если начать рассказывать внешнему миру о борьбе за наших третьего и четвёртого, то нас, наверно, запишут в юродивые.
И потому я в целом молчу на эту тему. Ну родились и родились. Нравится. Интересно. Любим, когда дома громко.
Коллеги, педагоги-музыканты, уважаемые люди, полагают, что мы очень религиозны, - и потихоньку нас жалеют. По-доброму. Я же чувствую. Но они совсем не правы.
Если же говорить о соседях и прочих отдалённых знакомых - то для них мы эдакие невоздержанные кролики, как минимум. То же и в Сети, стоит только отписаться по детским вопросам.
Вот таким гражданам меньше всего тянет открывать правду. Не оценят, засмеют, подвергнут остракизму.
Каждая Ксюша/Танюша/Полина/Кристина/Таисия Павловна, которая вопрошает о моём желании рвануть за пятым, на самом-то деле ждёт от меня жеманной ухмылочки типа "больше ни-ни". Так уж устроены женщины, им подсознательно приятно наблюдать слабость...
А дальше можно продолжить "светскую" беседу по теме "уж хватит", смаковать проблемы, плакаться в жилетку о болезнях, недосыпе, маленькой зарплате и равнодушном супруге.
Не дождётесь.
Вы спросите о пятом, а я не скажу "никогда": я не хочу врать.
Я не скажу "как Бог даст", потому что я трезво оцениваю возможности здоровья - свои и мужа. Если почувствую в себе силы - затею новую, большую и сложную медицинскую историю.
Я не скажу "теперь пора работать", потому что работать уважающему себя человеку желательно всегда. Перерывчики на декрет - хорошее решение, смена деятельности.
Вы спросите, хочу ли я ещё кусочек нового материнства на пятом десятке. Я отвечу: хочу. А в душе мне будет очень тяжко, потому что я не просто хочу... Я непрерывно об этом думаю, считаю годы, сезоны, сообразуюсь с рабочими планами, профессиональным образованием старших детей - и с мнением родных. А это сложно.
Мне никогда не придёт в голову задавать женщине (даже родственнице, даже близкой приятельнице) вопросы по количеству её потомства - и их с супругом репродуктивным планам. Может быть, потому, что сама в жизни многое повидала по этой тематике. Знаю, что практически любой вопрос здесь может стать убойно бестактным.
Я взрослый, состоявшийся, трудящийся человек и вполне успешная мама. У меня есть прекрасные, интеллигентные родители, и меня есть кому поддержать в этом мире. Самая лучшая поддержка, как ни крути, - это дети. Они поймут маму без слов во всех её начинаниях, даже самых эксцентричных.
Я не боюсь показаться смешной, нелепой, недальновидной. Мне привычно слышать, что у меня нет тормозов. Я-то знаю, что выработала с годами чёткую систему ценностей, которая и позволяет мне держаться на плаву в нашей хитрой московской действительности.
Я не ищу единомышленниц, мне хватает уверенности по жизни.
С некоторых пор я совершенно спокойно переношу любые бестактности.
Но лучше бы их не было...