Найти в Дзене
Мартынов Павел

Японский генерал тибетской армии

"Белоленточник"

Ясима Ясудзиро ( 矢島保治郎 ) родился в 1882 г. на острове Хонсю близ нынешнего города Исэсаки ( 伊勢崎市本關町) префектуры Гумма. Гумма весьма своеобразный район Страны Восходящего Солнца - один из немногих без выхода к морю, издревле известный как центр коневодства.

Ясима был одним из трёх сыновей в зажиточной крестьянской семье. Ранние годы прошли вполне обычно - отучился в школе, после чего отправился служить в армию.

В 1904 году попал на фронты русско-японской войны, в Третью армию генерала Ноги Марасукэ. Под Порт-Артуром вызвался добровольцем в штурмовой "Отряд белой ленты" (кит. "Байцзюйдуй" 白襷隊 по-японски:しろだすきたい ). Члены этого отряда оборачивались на японский манер белой лентой "цзюй" ( 襷).

инструкция по обматыванию лентой цзюй
инструкция по обматыванию лентой цзюй
Подпоясавшиеся японские бойцы в действующей армии murauchi.muragon.com/entry/126.html
Подпоясавшиеся японские бойцы в действующей армии murauchi.muragon.com/entry/126.html

Подразделение было сформировано перед третьтим генеральным штурмом, японцы-добровольцы повязали на себя белые ленты чтобы отличать друг друга от противника в предстоящем ночном бою.

26 ноября 1904 г. [тут у российской историографии расхождение с китайской википедией - у нас этот штурм считается четвёртым] отряд смертников должен был выполнить специальную задачу - атаковать артиллерийской батареи на горе Суншушань ( 松树山 ) [гора Высокая по русской версии?].

https://ameblo.jp/jtkh72tkr2co11tk317co/entry-11960114185.html
https://ameblo.jp/jtkh72tkr2co11tk317co/entry-11960114185.html

Приступ дался нелегко - японцев встретила колючая проволока под высоким напряжением и мины. Кроме того, полосы белой ткани изрядно демаскировали нападавших в свете русских прожекторов. Японцы понесли большие потери, но всё же, через девять дней взяли гору, с которой просматривалась гавань. Отсюда стало возможным корректировать огонь осадной артиллерии по кораблям Первой Тихоокеанской эскадры. Вскоре после этого Порт-Артур капитулировал.

Японцы в захваченном Порт-Артуре wikipedia.org
Японцы в захваченном Порт-Артуре wikipedia.org

Ясима Ясудзиро за участие в этих событиях был удостоен звания сержанта (軍曹) и получил Орден Золотого коршуна ( 金鵄勲章 ) седьмой степени.

Ясима Ясудзиро на службе zh.wikipedia.org
Ясима Ясудзиро на службе zh.wikipedia.org

Сержант проявил себя как хороший фехтовальщик и по окончании боевых действий был направлен инструктором в военное училище. Там ему на глаза попала книга Экай Кавагути "Путешествие в Тибет".

В ней Ясима прочёл, что начальники у тибетцев ходят с длинными волосами и также стал отращивать длинные волосы. При этом он говорил: "Разве император Дзимму также не носил длинные волосы? Я стану посланцем императора Дзимму, чтобы завоевать Россию" ( 神武天皇だって長い髪をしているではないか。俺は神武天皇の従者になってロシア征伐に行くんだ。 ). Из-за этого начались препирательства с армейским начальством, и в итоге в декабре 1907 г. Ясима ушёл со службы.

Первое путешествие

Ветеран Порт-Артура начал искать себя в гражданской жизни. В 1908 г. он приехал в Токио и поначалу попал под влияние христианских миссионеров. А через знакомых оттуда попал в "Клуб приключений" (冒險俱樂部), где собирались попутчики для путешествий. Почти тридцать человек искали способ попасть в Тибет. Ясима познакомился с путешественником и писателем Осикава Сюнро (押川春浪) который подарил ему фотоаппарат "Кодак" - большую роскошь по тем временам. Тем не менее, все потенциальные компаньоны один за другим отказались от плана Ясимы и третьего февраля 1909 г. в одиночестве отбыл на пароходе из Иокогамы в Шанхай.

На запад Китая ветеран пробирался замысловатым маршрутом: Нанкин - Ханькоу - Пекин - Чжэнчжоу - Сиань - Ханьчжун, после чего, 9 октября достиг административного центра провинции Сычуань, города Чэнду. На протяжении года отсюда он пытался отсюда попасть далее на запад через Дацзяьнлу (нынешний Кандин) или Чунцин.

В Тибете тогда проводилась политика закрытости, а отношения местного правительства во Лхасе с цинской администрацией были весьма напряжёнными. Попытки нескольких японских путешественников проникнуть в Тибет окончилась неудачей.

Однако осенью 1910 г. Ясима в Кандине повстречал ламу И Яна ( 伊揚 ), с которым ранее виделся в Сиане.

Старый Кандин cd.qq.com
Старый Кандин cd.qq.com

И Ян оказался важным начальником в чайной торговле и в скором времени собирался отправиться во Лхасу. Ясима напросился к нему в караван и притворился монгольским торговцем. По другим данным, он сопровождал грузы как охранник.

Примерно такие караваны хаживали в Тибет
Примерно такие караваны хаживали в Тибет

4 марта 1911 г. он достиг столицы Тибета, став четвёртым японцем, которому удалось сделать это. Однако первые трое - Экай Кавагути [河口慧海 ], 成田安輝 , и Тэрамото Энга [ 寺本婉雅 ] добирались через Индию и были приняты местными властями как буддийские монахи. Ясима стал первым подданным японского императора, сумевшим пробраться в Тибет по дороге из Сычуани и как светский человек.

Ясима-путешественник tokyoartbeat.com
Ясима-путешественник tokyoartbeat.com

Примерно через месяц, впрочем, чиновникам Лхасы стало известно, что по городу ходит японец с распущенными волосами. Ясима быстро отправился в Южный Тибет после чего в Сикким, и далее в индийскую Калькутту. Оттуда на торговом судне к марту 1912 г. вернулся в Японию.

По возвращении домой, путешественник навестил своих одноклубников. Он надеялся получить финансовую помощь для второго путешествия в Тибет. Собственный бюджет клуба был чрезвычайно скуден, поэтому поддержки пришлось искать у Кавасима Нанива (川島浪速) - японского агента, работавшего в Маньчжурии. Кавасима изыскал средства, но взамен потребовал с Ясимы собирать в Тибете разведданные. После этого ветеран Порт-Артура не задержался в Японии и двух дней и сел на пароход, следовавший в Индию.

Второе путешествие. Телохранитель Далай-ламы

Ясима прибыл в Калимпонг, повторяя свой путь, которым возвращался из первого путешествия. Там он повстречал двух соотечественников, также пытавшихся найти дорогу в Тибет - Аоки Бункё (который к тому времени лично знал Далай-ламу) и Тадо Токана. 23 мая 1912 го Ясима вновь прибыл во Лхасу, попутно став единственным японцем - очевидцем боёв тибетских солдат с армией империи Цин.

Отмечая новый, 1913-й год, он поднял над своим жилищем японский флаг. Это вызвало недовольство тибетских чиновников, но стало важным моментом, побудившим администрацию Лхасы обзавестись собственным флагом. Ясиму Ясудзиро наряду с Аоки Бункё называют автором "знамени Снежного льва", которое по сей день используется в среде тибетцев-эмигрантов.

Тибетские солдаты. Фото сделано Аоки Бункё twitter.com/hinatanococo/status/958897012971159552
Тибетские солдаты. Фото сделано Аоки Бункё twitter.com/hinatanococo/status/958897012971159552

В 1913 г. Ясима составлял карту Лхасы, встретился с начальником штаба тибетской армии и стал военным советником. На этой должности он занимался планированием совместных действий тибетских подразделений и обучением солдат. Тренировавшиеся под его руководством бойцы достигли "выдающихся успехов", что привлекло внимание Далай-ламы Тринадцатого.

Что это за успехи? Сложно сказать, тренировал ли именно Ясима Ясудзиро войска, действовавшие в Восточном Тибете, но примерно в то время армии Далай-ламы удалось взять под контроль округ Чамдо. Вот как это описывается в книге Е.И. Кычанова и Б.Н. Мельниченко "История Тибета: с древнейших времён до наших дней" М., 2005, С. 138: " В 1917 г. сычуаньский генерал Бэн Цзо-шен попытался вытеснить отряды тибетцев из Восточного Тибета. В сентябре 1917 г. тибетские войска начали контрнаступление и после длительной осады 16 апреля 1918 г. заняли Чамдо. К лету 1918 г. войска Далай-ламы заняли весь Кам до Дацзяньлу и границы пров. Юньнань. 19 августа 1918 г. в Чамдо при посредничестве британского консула в Кандине Э. Тейхмана командующий тибетскими войсками калон Джампа Тэндар и сычуаньский милитарист генерал Лю Цзань-тин подписали соглашение, в соответствии с которым линия, проходящая примерно вдоль верховьев Янцзы, была признана в качестве временной линии разграничения власти. Под контроль тибетского правительства также переходили расположенные восточнее Янцзы области Дэргэ и Баюл и все монастыри в тибетских районах, оказавшихся под властью Лю Цзань-тина ".

Округ Чамдо - важная часть восточнотибетского региона Кхам оказался под контролем властей Лхасы. Он до сих пор находится в составе Тибетского автономного района (на приведённой карте его граница выделена красным), тогда как остальные части Кхама присоединены к провинциям Цинхай, Сычуань и Юньнань. Бои с китайскими милитаристами в Амдо - на северной границе продолжались и в тридцатые годы. Но, в общем, если ранее Далай-ламы непосредственно управляли своим доменом в Цзане вокруг Лхасы, а из других регионов лишь получали подношения от монастырей по системе, напоминающей феодальную, то Тринадцатому Далай-ламе, судя по всему, начавшему строить национальное государство, удалось (пусть и не полностью) объединить все три исторические области Большого Тибета. Так что возможно вклад японцев в становление тибетской самостийности не ограничивался только флагом.

-10

Буддийский иерарх доверил японскому гостю обучать свою стражу. Какое-то время Ясима даже служил начальником охраны, сопровождая Далай-ламу в поездках.

Найди японского инструктора среди тибетских всадников! http://www.kenichikomatsu.com/2012/05/no453.html
Найди японского инструктора среди тибетских всадников! http://www.kenichikomatsu.com/2012/05/no453.html

Японец-телохранитель женился на дочери богатого торговца, у них родился сын. Ясима пользовался большим доверием Далай-ламы, который даже разрешал ему жить с супругой во дворце Норбулинка, куда обычно входить женщинам не дозволялось.

Такое положение дел вызвало недовольство властей Британской Индии, которые потребовали от Далай-ламы выслать японца восвояси. Тот формально отверг требования британцев, но и окончательный разрыв с ними в планы Лхасы не входил. В итоге Ясиму уговорили вернуться на родину, что он и сделал в конце 1918 года.

"Я всё равно генерал тибетской армии!"

Странник осел с семьёю в префектуре Гумма. Возвращение в Японию не входило в планы Ясима и он почти не работал, прослыв среди местных жителей чудаком, порою повторявшим: "пусть я старый и худой, я всё равно генерал тибетской армии" [ 痩せても枯れても俺はチベットの陸軍大将だぞ ] .

http://blog.livedoor.jp/
http://blog.livedoor.jp/

Жизнь на новом месте тяжело далась его тибетской супруге, которая скончалась в 1923 г. Сын погиб во время Второй мировой войны где-то на Тихом океане. Сам же Ясима Ясудзиро дожил до восьмидесяти лет, скончавшись от цирроза печени 13 февраля 1963 г.

Если искать Ясима Ясудзиро по японскому имени в гуглокартинках, можно найти и семейные снимки - похоже, у него него была ещё и младшая дочь. А на мероприятии к 130-летию со дня рождения и 50-летию ухода Ясима Ясудзиро встречаются фотографии благообразной старушки в тибетском фартуке.

japaneseclass.jp/trends/about/矢島保治郎
japaneseclass.jp/trends/about/矢島保治郎
https://ameblo.jp/bashouza/image-11724375335-12774700541.html
https://ameblo.jp/bashouza/image-11724375335-12774700541.html
https://ameblo.jp/bashouza/image-11724375335-12774700541.html
https://ameblo.jp/bashouza/image-11724375335-12774700541.html

Не исключено, что это она и есть, а потомки телохранителя Далай-ламы до сих пор живут на белом свете; но тут уже нужно японский язык знать, чтобы говорить уверенно. А я не знаю, поэтому пока воздержусь.

P.S. Недавно публиковал ещё заметку про японского путешественника и дипломата Аоки Бункё. Если ещё не читали - приглашаю ознакомиться.