Найти тему
Милосердие.ru

Смерть – последний акт доверия Богу

Оглавление

15.02.2019 / ЖУКОВА Мария

«Страх смерти часто напоминает мне ситуацию, когда на перроне тронулся поезд, а я вспомнил, что чемодан дома забыл», — говорит саратовский священник Андрей Мизюк

Иллюстрация Уильяма Блейка к книге Иова. Фрагмент. Изображение с сайта nationalreview.com
Иллюстрация Уильяма Блейка к книге Иова. Фрагмент. Изображение с сайта nationalreview.com

Наш спикер:

Священник Андрей Мизюк (Саратов), клирик храма прп. Серафима Саровского, окормляюший больницы города. О. Андрей служил в Ожоговом центре, сейчас (уже 7 лет) окормляет городской Перинатальный центр  Саратова.

Богу тоже было страшно

— Про Авраама в Библии сказано «и умер он, насыщенный жизнью». Что это за насыщение такое? Ведь это не усталость жить, страдать, работать, а именно — насыщенность. Встречались ли вам сегодня люди, не стремившиеся «еще пожить»? Не боящиеся смерти? 

О. Андрей Мизюк:

— Я бы сказал о разнице между насыщением и пресыщением. В одном – полнота, в другом — усталость и уныние. Полнота жизни Авраама в том, что у него степень доверия Богу была абсолютной, — вспомним готовность принести в жертву сына Исаака. Потому он и вместил в себе эту насыщенность жизнью.

Мы же в основном по-разному пресыщены. Кому-то тошно от того, что у него все есть и он уже не знает, что еще придумать, а кто-то не знает, куда спрятаться от проблем и безнадежности.

И вот эта пресыщенность (удовольствиями ли, переживаниями или страданиями) похожа на зашлакованность. И в том, и в другом случае человек видит только себя и пытается прыгнуть через голову или же машет на все рукой.

Порой очень непросто справиться с тем бременем ударов, которые в нашу жизнь приходят. Но не справляемся мы потому, что нам не хватает доверия Богу. Мы сопротивляемся всему, что в нашей жизни не нравится, кажется «плохим».

А вот Авраам не сопротивлялся, он слушал. Без доверия незаметно слабеет вера. Между Авраамом, которому было дано обетование стать праотцем народа Божьего, и Божьей Матерью есть одно удивительное сходство:

И Аврааму, и Богородице было сказано о том, что их дети уготованы в жертву.

Но посмотрите, Бог, видя невыносимую для человека верность Своего раба, дарует Аврааму принести вместо сына — жертвенного агнца, а Сын Девы этим Агнцем становится Сам. Это значит – Бог никогда «в долгу» не останется, и не видел глаз, не слышало ухо, что приготовил Бог для любящих его.

— Получается, если человек прожил «насыщенно», он и смерти не боится? У него в жизни «все было», как у Авраама — дом, любовь, семья, дети, социум, отношения с Богом, духовные задачи и выполнение предназначения, своей мечты. Это и делает человека спокойным перед смертью? 

— Нет и не было после Адама тех людей, кто бы не трепетал смерти. И мы ведь помним, о чем молила человеческая природа Христа, неотделимая от Его Божества, там, в Гефсиманском саду. Он знал обо всем и да, Ему было страшно, как страшно человеку, потому что Он во всем человек кроме одного – греха.

И сколько в этом боли. Боли, которую понесет не только Он, но и Та, Которая принесла Его в храм, где Его и Ее увидел и оповестил обо всем грядущем Симеон.

Который и сам ждал исхода из этой временной жизни. Смерть – это последний акт доверия Богу, о котором сказано в псалме: «И если я пойду долиной смертной тени, не убоюсь зла….»

Нет, весь я не умру

Сретение Господне. Икона из праздничного ряда собора монастыря Ставроникита на Афоне. Середина 16 века. Фрагмент
Сретение Господне. Икона из праздничного ряда собора монастыря Ставроникита на Афоне. Середина 16 века. Фрагмент

— И что такое тогда — страх смерти? Он есть и у верующих, и у неверующих. Чего боятся люди на самом деле, когда говорят, что боятся смерти? Что живой человек может знать о смерти? Можно ли этот страх «разъяснить»?

— Страх смерти очень часто напоминает мне ситуацию, когда на перроне тронулся поезд, а я вспомнил, что чемодан дома забыл.

Мы не хотим уходить, расставаться, но еще сильнее – мы не хотим не быть.

И, поэтому, страх смерти очень схож со страхом перед неизвестным. Да, есть свидетельства о свете в конце тоннеля, есть какие-то попытки проанализировать состояния, похожие на смерть, но никем и никогда своим личным путем не испытана стадия необратимости. Когда — все. Когда дальше только воскресение из праха. Все, что мы имеем – это лишь сторонние свидетельства.

Но у христиан есть смерть и воскресение Христа. Мы в это верим и мы к этому таинственно приобщаемся по мере нашей веры и милостью Божией.

После Христа, после Его жертвы, моя собственная смерть, по большому счету, – не более чем собирание старых вещей в далекий чулан. Они мне больше не нужны. Потому что впереди – новое, вечное.

— Как понять, боюсь ли я смерти? Как быть честным с собой? Ведь немало примеров, когда человек говорит — ой, жизнь такая тяжкая, да зачем я вообще родился. А вдруг заболеет тяжело, так — ох, как жить хочется! 

— Это самое интересное. При всех тоннах и километрах суеверий и страхов, человек современный живет так, как будто бы ему и не умирать.

Я не знаю, как это понять, но на моей памяти есть два интересных примера моих прихожан, тяжело болевших. Обе уже умерли, но в разное время и по-разному.

Одна прожила четыре года, боролась за жизнь, усиленно лечилась. Другая отказалась от помощи врачей, решила – будет только молиться и пить травки, и сгорела буквально за месяцы, при том, что ей вполне можно было помочь.

Как понять, кто из них был более честен с собой? Кто меньше боялся смерти? Вера — не только молитва, но и наши действия, работа. Господь нам дал, в том числе, и медицину, и помощь врачей, и разум. А честность – это и осознание, что я не могу без помощи другого человека. В этом же смирение и мужество.

Успеть вылечиться от ненужного человеческого

Иероним Босх, «Смерть скупца». Фрагмент. Изображение с сайта themorningsun.com
Иероним Босх, «Смерть скупца». Фрагмент. Изображение с сайта themorningsun.com

— Перед смертью люди часто бывают искренни. О чем они больше всего жалеют? Что «хотели бы еще успеть»? И наоборот, чему больше всего радуются — что это в жизни было? 

— Вот в описанном выше примере моей знакомой ей больше всего хотелось, чтобы она успела вырастить младшую дочь. Много это или мало? Но в этой критической, последней стадии болезни, в борьбе и молитве она прожила почти четыре года и как могла, растила ее, была рядом.

А еще я наблюдал за тем, как меняется и становится человеком небесным человек земной.

Парадокс в том, что и она сама и мы, в общем, почти не верили в ее исцеление от болезни.

Но произошло чудо иное: человек вылечился от ненужного человеческого.

Свидетельствую об этом, потому что имел честь принимать ее исповедь, разговаривать и молчать с ней. Я не был рядом в последние дни, там был другой священник. Но знаю, что то, что она хотела успеть – она успела. И радуюсь за нее.

— Бывает, умирает человек прекрасный, много сделавший доброго, врач, спасший многих людей — в расцвете лет, когда много бы мог успеть и помочь. И совсем непонятно ни ему, ни близким — почему? 

— Наверное, это самый тяжелый вопрос, который мне задают в этой теме. Если просто сказать, что человек вырос из земной жизни, что вошел в полноту своего развития, то это иначе как мою личную философию человек горюющий не воспримет.

А потому я беру за руку и прошу об одном: с любимыми не расставайтесь. Назло смерти, вопреки ей.

Таких примеров в моей жизни было немало и я благодарен этим людям, что они были и есть в моем сердце.

— А какой смысл во внезапной смерти? Мы в молитвах просим Бога спасти от «напрасной» смерти, подготовиться. И вдруг — дом взорвался от газа, наводнение, пожар — и человека нет. Как это понять?

— Да, слово «напрасный» прежде имело смысл внезапности. И вот это, наверное, правильный страх, от такой смерти надо просить избавления. От такой внезапности, неподготовленности.

Мы говорили о честности. Так вот честность, наверное, здесь главное. Трезво осознавать и видеть себя именно в сегодняшнем дне. Быть более чутким к нуждам близких и ближних, выполнять то, что я могу сделать и попытаться сделать это искренне.

Раньше говорили – «жил перед Богом». Это значит, так жил, что если «вдруг» Господь призвал к Себе, то человек и к смерти готов.

Для себя я чувствую: на то, чтобы действовать и жить, у меня есть один день, здесь и сейчас. И как я проживу этот день – моя ответственность. А остальное не в моей власти.

Вам важно, чтобы разговор на эту тему продолжился? Поддержите портал!

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Пожертвовать

https://www.miloserdie.ru/article/smert-poslednij-akt-doveriya-bogu/