Уже буквально вчера, на следующий день после публикации моей "первой мысли" об изменении Конституции России появился конкретный предмет для обсуждения и разговора: Президент России Владимир Путин внёс в Государственную Думу проект Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти".
Проект уже размещен в информационной базе законопроектов нижней палаты парламента.
Проект внес ясность относительно двух моментов.
Первый: часть 4 статьи 15, закрепляющую приоритет положений международных договоров по отношению к нормам законов, изменять не будут.
Второй: статью 79 предлагается дополнить положением о том, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации
Это означает:
а) применение процедуры пересмотра Конституции, закрепленной в статье 136, с созывом Конституционного Собрания и возможным проведением всенародного голосования, не требуется, поскольку изменения в главы 1, 2, 9 Конституции не вносятся;
б) предлагается закрепить приоритет Конституции России только в отношении решений межгосударственных органов в их истолковании, противоречащем Конституции.
По пункту "б" читаем "между строк". Герой Евгения Евстигнеева из фильма "Берегись автомобиля" сказал бы так: "Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Европейский, понимаете, наш, суд по правам человека?"
Такой вывод абсолютно очевиден, поскольку, во-первых, только с решениями ЕСПЧ у нашей страны регулярно возникают проблемы, каких не бывает с решениями каких-либо других межгосударственных органов; во-вторых, по отношению к решениям ЕСПЧ процедура неисполнения их в связи с противоречием Конституции России уже действует, и сейчас просто предлагается прописать это в Конституции.
Однако о том ли говорил Президент в своем Послании Федеральному Собранию?
Еще раз процитирую:
"Пришло время внести в Основной Закон страны некоторые изменения, которые прямо гарантируют приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве.
Что это означает? Это означает буквально следующее: требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции".
Понятие "требования международного законодательства и договоров, а также решения межгосударственных органов" всё же гораздо шире, чем только "решения межгосударственных органов".
Да и "наше правовое пространство" не сводится только к Конституции.
Выходит, что:
1) никакой "приоритет Конституции в нашем правовом пространстве" предлагаемые изменения не устанавливают, потому что для этого следовало бы всё же изменить часть 4 статьи 15, дополнив ее словами "общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры не могут применяться в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации";
2) приоритет Конституции России устанавливается только в отношении решений межгосударственных органов, но не в отношении принципов и норм международного права и международных договоров.
Правильно это или нет - рассуждать не берусь, поскольку не считаю себя большим специалистом в международном праве.
Однако по факту получается, что Послание Президента и то, что записали в проект закона о поправке к Конституции, как говорят в Одессе, "две большие разницы".
Теперь к еще одному очень волнующему меня вопросу, который в "первой мысли" уже затрагивался.
О вынесении закона о поправке к Конституции на "общероссийское голосование". Это положение содержится в статье 2 законопроекта о поправке к Конституции.
В статье 136 Конституции закреплено, что при проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
В соответствии с частями 5 и 7 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации":
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума.
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.
Всё однозначно и понятно: более половины из числа более половины принявших участие в голосовании граждан должны одобрить вопрос, вынесенный на голосование. В этом и есть смысл высшего непосредственного выражения власти народа и легитимности принятых на референдуме решений.
Что такое "общероссийское голосование"? Кто его организует и проводит? В какой форме? Каким нормативным актом будет регулироваться его проведение? Какое количество граждан должно принять в нем участие, чтобы голосование было признано состоявшимся? Какое количество из них должно проголосовать за принятие закона о поправке?
Много вопросов, и пока - практически никаких ответов...
И главный вопрос: не попытка ли всё это под видом "общероссийского голосования" провести референдум, но без учета требований о минимальной явке и минимальном количестве голосов "за"?
Как будут развиваться события, вновь покажет время...