«Кролик Джоджо» (комедия), Тайка Вайтити, Чехия/Новая Зеландия/США
Скажу честно, я не смогла найти общий язык с этой лентой Вайтити. Возвращаясь своим впечатлением к весьма удачному черному вампирскому юмору в «Реальные упыри» (2014), я дважды преодолевая неприязнь, возвращалась к просмотру номинированного на «Оскар» кролика. Субъективно, но аргументированно для меня это оказался фильм-недоумение, причем с ярко выраженным душком морального разложения и глумления над очень тонкими темами – Второй Мировой войны, Гитлера, фашизма и массового уничтожения евреев. Если вас не коробит от упоминания этих словосочетаний и вы спокойно относитесь к скаберзному юмору на эту тему – вам вполне может понравиться, недаром у ленты зашкаливающий рейтинг и попадание топ-девять прошлого года. Мне на протяжении всего фильма так и не удалось вымучить из себя улыбку или порадоваться игре актеров, удачных сюжетных поворотов, к сожалению, также не наблюдала, феномен мною не разгадан, но я постараюсь беспристрастно изложить суть.
Германия в небезызвестном всем финале Второй Мировой войны, десятилетний мальчик Йоханесс, потерял отца и воспитывается матерью, которой нет особого дела до переживаний ребенка. Сверстники смеются и откровенно издеваются над мальчишкой, поэтому он придумывает себе дружбу с воображаемым Адольфом Гитлером. Насквозь пропитанный идеалами и идеологией третьего рейха, Йоханесс мечтает стать великим полководцем. Мать, практически все время занята на работе и доверяет ребенка Юнгфольку – младшей подростковой группе, воспитывающей солдатов Вермахта. Карикатурные офицеры с небрежно расстегнутыми мундирами и слащаво-приторные секретарши, пошло облизывающие губы при виде трусливых солдатов, учат подрастающее поколение правильному броску гранат и дающие назидательный наглядный урок по повешенным предателям на главной площади.
Маленький мальчик со взором горящим страстно мечтает поскорее вырасти и отправиться на фронт убивать и пленить врагов, но в собственном доме натыкается на потайную комнату, где спряталась еврейская девочка Эльза. Каждая минута её существования среди нацистов – отвоеванное у судьбы счастье, не мешающее, однако, язвительно шутить и злословить о собственной судьбе, манипулируя Йоханессом. Германия же оказывается в плотном кольце: с одной стороны сжимается кольцо войск Советского союза, с другой давят союзники, все понимают, что война проиграна. Но для оголтелых фанатиков Гитлера – это не повод сдаваться, они неистово верят, что смогут своими пылкими сердцами и убеждениями преломить ход неизбежного и отыграть свою власть на земле.
В фильме огромное количество клише, вбиваемых националистической пропагандой в неокрепшие детские умы. От яркой их демонстрации зрителю становится не по себе, ведь альтернатива не предлагается. Хамоватая сатира разделяет общество на два противоборствующих лагеря, один из которых видит за ней глубокий смысл, а второй – уродливую насмешку над святыми понятиями. Надо ли кому-то доказывать ущербность нацистской идеологии о расовом превосходстве? Пожалуй, для меня эти вещи настолько очевидны, что я считаю даже тонкий троллинг на эту тему неуместным. Единственное понимание, извлеченное мною из «Кролика Джоджо» заключается в том, что за любой манипуляцией массового сознания всегда стоит чей-то конкретный интерес и он точно не работает во благо народа и мира во всем мире. Достойно ли это очевидное открытие премии «Оскар» - решать все тому же массовому сознанию и американской киноакадемии.
Хава нагила фильма: «На самом деле ты не нацист, Джоджо. Ты просто маленький мальчик в нацистской форме. И ты прекрасно понимаешь, что она тебе не идет».