Найти в Дзене
Юлия Музычная

Двойная доминанта – DD

Оглавление

Общие понятия об аккордах двойной доминанты.

Существуют более сложные аккорды, включающие в себя наряду с диатоническими еще и хроматически измененные ступени мажорной и минорной гамм. К таким аккордам относятся аккорды двойной доминанты.

Происхождение и строение аккордов двойной доминанты.

Чтобы лучше понять происхождение аккордов двойной доминанты , представим себе себе доминантовое трезвучие в тональности до мажор в качестве временной тоники:

аккорды DD
аккорды DD

Построим некоторые аккорды доминантовой функции по отношению к этой временной тонике:

двойная доминанта в нотах
двойная доминанта в нотах

Мы построили аккорды доминантовой группы на VII ступенях тональности соль мажор ( натуральный и гармонический), которая является тональностью доминанты по отношению к основной тональности – до мажору. А в до мажоре эти аккорды являются аккордами двойной доминанты ( доминантой к доминанте).

Как видим , аккорды двойной доминанты в мажоре представляют собой большое трезвучие, доминантсептаккорд или даже доминантнонаккорд , построенный на II ступени (примеры – (а, б. в, г), а также уменьшенное трезвучие ( практически – его секстаккорд) или вводный септаккорд ( малый или уменьшенный), построенные на IV повышенной ступени. (д, е, ж).

Обозначение аккордов двойной доминанты.

Аккорды двойной доминанты обозначаются следующим образом:

  • DD - большое трезвучие, построенное на II ступени;
  • DD 7 – доминантсептаккорд, построенное на II ступени;
  • DD9 - доминантнонаккорд (большой или малый), построенной на II ступени;
  • DDвв – уменьшенное трезвучие, построенное на IV повышенной ступени;
  • DDвв7 – вводный септаккорд ( малый или уменьшенный), построенный на IV повышенной ступени(в некоторых учебниках имеются отличные обозначения).

В миноре возможны почти все те же аккорды двойной доминанты, что и в мажоре (кроме большого DD9 и малого DDвв7):

Двойная доминанта
Двойная доминанта

Из ниже следующего примера видно, что в миноре для построения аккордов DD нужно повысить не только IV ступень (в данном случае фа-диез), но еще и VI ступень гаммы (ля-бекар):ккорды двойной доминанты

-5

Примеры использования DD в разных тональностях:

Пример использования DD  в разных тональностях
Пример использования DD в разных тональностях
-7

Продолжение:

Аккорды в нарративе:

-8

-9

Слушайте мою музыку: