«Добрый день, Владик! Я обещал тебе высылать книги, но хороших пока не подыщу. 9 марта был в городе, ходил по магазинам, там много хороших книг, но все они на азербайджанском. Была только одна на русском – стихи кавказского поэта Сулеймана, тебе ее и посылаю. Больше нечего послать. Скоро еду на фронт, опять сражаться с немецкими фашистами. Они отступают под мощным ударом Красной армии. Много тут потерь, красная армия уже на границе Польши и Румынии. Но их еще много, с ними еще тяжело бороться, у них еще много техники…Но придет скоро время, когда проклятый германский фашизм – любитель войны и разрушений ценнейшего творения и созидательного труда человечества - будет уничтожен и разбит…Не забывай про свою учебу…» (11 марта 1944 год).
Солдатские письма… В них столько жизни, столько веры в победу и огромного желания вернуться домой, увидеть сына, обнять жену. Эти письма хранила сначала жена солдата – Королева Анна Павловна – сейчас эти ценные тетрадные листочки и раритетные почтовые открытки хранятся в семье жительницы нашего города Галины Петровны Яковлевой – невестки погибшего лейтенанта Григория Яковлева. Она намерена передать их своим внукам, для которых, кстати, и написала свое – большое обращение к потомкам.
Мы, дети войны, хорошо помним военные годы, смерть матерей, отцов, близких людей, умерших от голода, от бомбежки, крики и стоны раненых людей… Разве это можно забыть?
Мой муж (ему уже за 85 лет) рос в семье, которую эвакуировали из Воронежа в Казахстан, и он испытал на себе все ужасы войны, до сих пор боится производственных взрывов, петард, которыми стреляют дети, балуясь. В прошлом году перед новым годом мы шли в ним из магазина, и нам вслед мальчишки рванули петарду. Муж сначала упал, потом резко вскочил и побежал в ближайший подъезд прятаться. А мальчишки смеялись… Как же хорошо, что наши дети не познали бомбежек и не испытывали страха за свою жизнь!
Говорят, что детская память очень цепкая, и дети помнят всю жизнь самые яркие моменты и то, что их наиболее тронуло. Я и сейчас помню, как приносили похоронки каждый день, и почти в каждый дом. У похоронок не было границ, не было национальностей – плач и горе, женский крик разносились по всей стране. Когда приходило письмо с печальной вестью к нам в село, ее оплакивали всем миром – дети, женщины, диким воем выли матери…
«7 и 8 августа мой батальон выезжал в колхоз на уборку. Пришлось поработать: рота заскирдовала 214 гектар. Мы в деревне побыли. В деревне все дешевле: 30 рублей – молоко, десяток огурцов – 40 рублей. Я купил литр молока, десять огурцов и мелкой моркови с десяток. Всего 10 рублей израсходовал» (10 августа 1943 год).
Не обошло горе и наш дом: пришла похоронка на отца (моего свекра), в ней говорилось: «23 апреля 1944 года 257-ой отдельный танковый полк под командованием командира взвода старшего лейтенанта Яковлева Григория Ивановича вел боевые действия в районе Кадыковка (северная окраина в 9 километрах от Севастополя)…»
Защищая Севастополь, Григорий Иванович погиб, сгорел в танке, не дожив 4 месяца до крымской наступательной операции «Багратион», которая завершилась полным освобождением (29 августа 1944 года) территории от фашистских оккупантов.
Цена освобождения наших городов страшная – погибли миллионы, разрушений на сотни миллионов. А сколько с войны пришло калек: инвалидов привозили на повозках, они были без рук, ног, слепые. И вновь деревни обливались слезами. Бедные наши мамы, бабушки, дедушки! Сколько горя им пришлось пережить, но надо было жить, выживать, восстанавливать дома, мосты, школы. Все это легло на плечи женщин, стариков и нас, детей войны. Мы с 12-ти лет стояли у станков, пахали, сеяли, работала наравне со взрослыми.
«Здравствуйте Вадик и Нюся! 23 мая 1943 года я наконец получил от вас сразу два письма. Нюся, это неплохо, что ты поступила в школу в летнее время поработать, тебе представится возможность работать в колхозе. Ты говоришь, что тебе завидуют те, кто не работал в колхозе. Ты им скажи, что от твоей работы в колхозе не только польза тебе, но еще и десять раз больше пользы родине, красной армии и бойцам, сражающимся на фронте с ненавистным фашизмом…» (25 мая 1943 года).
Помню моя сестра в 14 лет лошадью управляла, волокушей скребла сено, а мы собирали его руками, складывали в небольшие копёнки, потом женщины скирдовали сено на зиму. Надо было очень много работать, иначе мы бы умерли с голоду, если бы не заготавливали сено, овощи, дрова.
Все вынес наш народ, страну восстановил, зажила Россия-матушка. А теперь опять Европа и Америка ополчились на нас, обложили санкциями. Но Россия показала, как надо держать дистанцию, и хотят они там, за границей, или не хотят, но им приходится считаться с нашей страной. И пусть знают, что никогда Русь на колени не встанет!
9 мая вся наша великая многонациональная Родина будет отмечать самый большой всенародный праздник – праздник великой Победы. В Москве будет греметь салют великому многонациональному народу-победителю, в честь всех погибших и еще живых ветеранов и участников войны, всех, кто бережет страну сегодня.
«Добрый день, Владик! Я твое письмо получил 10 ноября 1943 года. Очень рад и доволен тем, что ты мне пишешь. Ты, Владик, говоришь, что скучаешь без меня, я без тебя также очень скучаю. Но приехать в тебе еще нельзя. Хотя фашистов Красная армия бьет и гонит на запад, хотя взят уже и Киев, хотя немцы потеряли более 2 миллионов солдат и офицеров, 15 тысяч танков, 9900 самолетов, 75 тысяч машин. Но они еще полностью не изгнаны с нашей земли…» (12 ноября 1943 год)
Вечно горит и будет гореть огонь у могилы Неизвестного солдата, солдата-героя неизвестной национальности – нашего героя, отдавшего жизнь за Родину.
9 мая 1945 года водрузили Знамя Победы над рейхстагом грузин Кантария и русский Егоров. Но тогда им было неважно. Когда Кантарию спросили, за какую Родину он сражался, за грузинскую? Он сказал: «За советскую Родину, ведь Родина – есть сердце…Мы плечом к плечу стояли насмерть и победили, и еще победим, если Родина будет в опасности!» Замечательные слова, достойные настоящего героя!
Еще не зажили раны на теле наших фронтовиков, раны блокады, голода, не утихла память о страшных бомбежках, газовых печах, а России опять грозят военными тучами. Но ничего не получится у тех, кто это задумал. Хочется словами из песни сказать: «Чужой земли мы не хотим не пяди, но и своей вершка не отдадим!»
Было безумно трудно, но мы, дети войны, выжили, создали семьи, родились дети, вот уже и правнуки подрастают. Мой правнук и праправнук погибшего в 1944-ом Григория Ивановича Яковлева Максим сочинил стишок:
«Дедушки, бабушка, мы подрастем!
Знамя Победы мы понесем!»
Вот – наш бессмертный полк, наша опора и надежда, что знамя Победы будет навечно в надежных руках.
Мне уже больше 80 лет, очень горжусь своими потомками и уверена, что они нашу память сберегут, и если Родина позовет, то наши внуки и правнуки встанут на ее защиту.
Я каждый день молюсь Богу, чтобы никогда наш народ, наши дети не познали того, что пришлось пережить нам, старшему поколению!
«Так вот, Нюся, воспитывай у Владика жгучую ненависть к фашистским варварам, нарушившим нашу спокойную, мирную жизнь и мирную жизнь народов мира, принесшим с собой столько горя, разорения и несчастья!.. Сегодня я получил новый билет (о котором писал раньше). Это как путевка в жизнь или на тот свет (конечно, не в религиозном представлении). Выбора нет, такова обстановка. «Готов на все… условие одно: Чтоб вы рукой провиденья хранимы, Всей бури бед остались невредимы»» (24 октября 1942 год)
И еще хочу сказать, как посмотришь новости по телевизору, где рассказывают про мощь нашего нового оружия, сразу же вспоминаешь1941-1945 годы, когда вся страна поднялась, выпускали пушки, снаряды, танки, знаменитые «Катюши»… И сейчас столько умных голов - инженеров, ученых, рабочих – что остается только гордиться, что все это создано молодыми людьми, нашими сыновьями и внуками, что мир наш и покой находятся в надежных руках.
Низкий поклон всем тем, кто создает защиту нашей Родины, и кто охраняет наши границы и нас сегодня!
Вечная память погибшим в годы Великой Отечественной войны!
Галина Петровна Яковлева