Огузы-сельджуки захватили в XI в. обширные территории на Среднем и Ближнем Востоке, где проживало многомиллионное оседлое население с древними традициями городской цивилизации. Жители большинства захваченных стран исповедовали ислам; в Закавказье и Малой Азии — в основном христианство. Сами сельджуки были мусульманами. На завоеванных территориях они создали сеть феодальных владений, все время дробившихся и боровшихся между собой.
Сельджуки не принесли чего-то нового в военную организацию завоеванных мусульманских территорий. К XI в. там уже давно была известна и признана военная традиция кочевников Евразии, которых мусульмане обобщенно называли тюрками. Более того, именно представители тюркоязычных кочевников составляли отборные воинские контингенты этих стран и командовали ими, часто захватывая власть на местах и основывая династии. Так что сельджуки просто встроились в уже существующую систему, развив и дополнив ее.
Воинство сельджуков было упорядоченным, богато и разнообразно снаряженным. Основу войска составляла конница (пехота из местных земледельцев и горожан выполняла служебные функции и была презираема кавалеристами), которая формировалась из ополчений кочевых и оседлых племен, дружин феодалов, а также из гвардии нанятых или купленных на рабском рынке тюрков.
По «родам войск» войско разделялось на легкую, среднюю и тяжелую конницу. В легкую кавалерию входили лучники, снабженные кинжалами, иногда дротиками, булавами и саблями. У средней конницы помимо перечисленного были еще и копья, а также защитное вооружение — кольчуги или ламеллярные короткие панцири, щиты. Тяжелая конница кроме луков со стрелами и копий всегда имела мечи, палаши, сабли, булавы, а в качестве защитного вооружения — шлемы (в том числе и с масками-забралами), кольчуги и ламеллярные панцири (их нередко носили вместе), поножи, окованные железом щиты, в частности каплевидной формы, заимствованные у византийцев.
Сельджукский конский убор, так же как кимакский и огузский, был очень нарядным за счет множества металлических блях, оковок, подвесок. Судя по изображениям, пышность сельджукского конского убора дополнялась тем, что металлические подвески крепились на фигурные кожаные подложки. Кроме того, конское убранство выглядело еще более роскошным благодаря богато орнаментированным большим крыльям седла (тебенькам) и особенно такому новшеству, как тканая попона, покрывавшая коня с головы до ног. Эту попону украшали аппликации, металлические диски, множество кистей.
Костюм сельджукского воина мало отличался от печенежского и огузского: тот же короткий, до колен, кафтан с косым, слева направо, запахом и широкими лацканами, довольно просторные штаны и сапоги с высокими и широкими голенищами. Очень характерной была сельджукская шапка (кроме того, они носили также белые и черные войлочные колпаки с полями и маленькие стогообразные папахи): она имела крытую цветной тканью тулью, а ее меховой узкий околыш спереди поднимался, образуя меховую арку надо лбом. В этой арке помещался либо геометрический или растительный орнамент, либо (у официальных лиц) — сокол, геральдическая птица сельджуков. Сельджуки Малой Азии восприняли местный символ — двуглавого орла.