Найти тему
Кредитный юрист №1

Как заёмщику отключить звонки коллекторов

Сегодня мы с вами поговорим о том, как бороться с коллекторами, если заёмщика донимают постоянными звонками представители служб взыскания банков, микрофинансовых организаций или коллекторов (по сути всё одно и тоже, далее будем называть их просто коллекторами).

Начнём с того, что законны такие звонки только заёмщику и/или его поручителю (при наличии). Звонки родственниках и любым третьим лицам незаконны (об этом мы поговорим в следующей статье).

Если раньше коллекторы могли названивать заёмщику по 20 раз в день, то с 01.01.2017 г. вступил в действие ФЗ №230 "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности", который устанавливает ряд ограничений для коллекторов. Так, например, они имеют право звонить не более 1 раза в день, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц. Важно отметить, что речь идёт именно о состоявшихся телефонных разговорах, когда вы сняли трубку и чем-то поговорили (хоть 20 сек), а не о количестве звонков, когда вы блокируете и не отвечаете на них. Коллекторы имеют право на личные встречи не более 1 раза в неделю, 4 в месяц, звонить могут только с 8-00 до 22-00 в рабочие дни, с 9-00 до 20-00 в выходные и праздничные. Есть ограничения и по количеству СМС. Запрещено ругаться, унижать, вводить в заблуждение и т.д.

По истечение 4 месяцев с момента просрочки согласно ст. 8 ФЗ №230 можно оформить отказ от взаимодействия и ваш кредитор больше не будет иметь права звонить, приходить к вам или же слать смс. Важно: отказ направляется строго заказным письмом с уведомлением о вручении. Само заявление об отказе от взаимодействия должно быть заполнено по специальной форме, которая утверждена приказом ФССП. Т.е. нельзя отправлять заявление в свободной форме, кредитор вполне обоснованно вам откажет.

Звонки от коллекторов могут вывести из равновесия многих...
Звонки от коллекторов могут вывести из равновесия многих...

Но что делать в первые 4 месяца, когда телефон просто разрывается от звонков? Современные телефоны на базе операционных систем, например Android и iOS, позволяют блокировать до 100% этих звонков. Установите соответствующие приложения для фильтрации звонков, настройте их и забудете о звонках от коллекторов. Конкретные приложения называть не буду, чтобы не сочли за рекламу. Ну а после 4 месяцев направить всем заявления об отказе от взаимодействия.

Если же у вас телефон старого поколения, то рекомендуется сменить сим-карту.

Многих волнует вопрос насколько эффективно направлять эти заявления и что делать, если звонки продолжают поступать? Основываясь на личной статистике скажу так: очень эффективно. Банки (пусть и не все сразу) отключаются в 100% случаях, микрофинансовые организации в 90% случаях.

Контроль за выполнением ФЗ-230 осуществляет ФССП
Контроль за выполнением ФЗ-230 осуществляет ФССП

В случае, если коллекторы продолжают звонить/приходить после получения отказа от взаимодействия или же нарушают установленную частоту взаимодействия, позволяют себе нецензурную брань и др., то необходимо отправить соответствующую жалобу в ФССП. К жалобе желательно приобщить все имеющие доказательства: записи телефонных переговоров, распечатку от оператора, свидетельские показания и др.

При наличии доказательной базы коллекторов активно штрафуют по всей стране и они прекращают незаконную деятельность в отношении заёмщика.

В следующих статьях мы поговорим о том как отключить звонки коллекторов на работу и близким родственникам.