Такого на Ленинградском фронте еще не бывало. В один из весенних дней 1942 года гитлеровцы ринулись в атаку на... карикатуры.
В результате упорных боев враг, как говорилось в сводке, понес тяжелые потери и вернулся на исходные позиции.
А дело было так.
Накануне события в расположение 291-и стрелковой дивизии на станцию Песочная приехал художник Владимир Гальба. Веселый, остроумный и подвижный по натуре человек, он и в тяжкие дни блокады не терял своего природного юмора. Его рисунки, почти ежедневно появлявшиеся в "Ленинградской правде", в «Окнах ТАСС», издаваемые открытками и альбомами, были знакомы всем ленинградцам.
Приехал Гульба в один из полков дивизии, находившейся в обороне, и стал рисовать. Делал дружеские шаржи на своих, злые карикатуры на врагов. А потом предложил:
— Давайте я нарисую карикатуры на Гитлера И его приспешников. Вы их увеличите и выставите над самой передовой — пусть с той стороны посмотрят.
Политработники засомневались:
— А что это даст? Ну повисят рисунки... А дальше? Надо, чтобы их взяло за живое, чтобы они повылезали из укрытий. Вот тогда мы бы их пощелкали, как орешки. Сможете?
— Постараюсь,— ответил художник.
И он постарался.
Наутро Гальба принес два рисунка, Когда политработники взглянули на них, они покатились со смеху. Отсмеявшись, стали серьезными и сказали;
- Но это... как бы сказать... не совсем прилично, что ли...
Увы, правила этики не позволяют в точности описать содержание рисунков, сделанных в чисто раблезианском духе. Как рассказал в последствии майор в отставке Фокин, свидетель этого события, на двух листах был изображен Гитлер, рассматривающий вырисовывающийся вдалеке силуэт Ленинграда. Под первым рисунком значился 1941 год, под вторым — 1942-й. Отдельные части тела Гитлера дополняли физиономии его ближайших сподвижников по кровавым делам.
На первом рисунке выражение лица фюрера и его своры было надменное, фигура в молодцеватой позе. На втором - было изображено все так же, только в ином свете: лица бандитов сморщены, фигуры обвисли, позы комичны.
После некоторых раздумий все же решили карикатуры перерисовать на огромных простынях и выставить на обозрение. Одно полотно разведчики установили на двух шестах, второе подвесили на металлической опоре электролинии. Ночная операция прошла успешно. и на следующие утро зрители ужо могли любоваться произведениями художника Галь6ы.
Как свидетельствуют очевидцы, выставка пользовалась бешеным успехом. Сперва наши солдаты услышали гомерический хохот «с той стороны». Потом столь же громкие команды офицеров. А вслед за этим раздались выстрелы по неподвижным мишеням.
Но выстрелы не давали результата. Пули пробивали полотно, а неприличный Гитлер продолжал трепыхаться на ветру и смешить публику. И тогда фашисты пошли в атаку на искусство.
Атака кончилась для них печально. Десятки трупов вражеских солдат остались лежать на нейтральной полосе. Было израсходовано немало боеприпасов.
Одно полотно Гальбы пулями было растерзано к клочья. Другое наши разведчики ночью сняли с электролинии, чтобы затем отправить в Музей Советской Армии, где оно хранится и поныне.
Пожалуй, это был тот редкий случаи, когда сатира помогла разить врага не в переносном, а в самом прямом смысле. Вот только одна жалость: Владимир Александрович Гальба до конца жизни не мог по соображениям этики включить эти рисунки в свои неоднократно издававшиеся альбомы. Ну что ж, искусство требует жертв.