«Текст» — пожалуй, действительно главный российский фильм уходящего года. Многое в нём кажется сделанным на скорую руку, в духе криминальных сериалов на НТВ да романов модного в недавнем прошлом писателя Сергея Минаева (пусть не обижаются на меня его поклонники).
В сюжете — немало недосказанности, личностям героев не хватает глубины, женским персонажам скромности, мужским — оригинальности. Примерный сын интеллигентной мамы-учительницы. Оборзевший отпрыск высокопоставленного папы-генерала. Его раскрепощённая подружка, запомнившаяся не лицом, но иной частью наружности. Коррумпированные чиновники и коммерсанты. Не признающие авторитетов бандиты с характерно южным акцентом.
История «маленького человека» из поколения айфонов и соцсетей, показанная в «Тексте», — не пример потивостояния системе (как у Быкова) и не депрессивно-злободневная притча (как у Звягинцева), а что-то гораздо более близкое и реальное.
Это ведь не про какого-то выдуманного Илью из книжки Дмитрия Глуховского сняли — правда же? Так тебя может бить по оголённым нервам наотмашь только тогда, когда история эта — будто бы часть окружающей тебя жизни.
Да, с таким ещё пока сталкивались немногие. Чаще мы читаем о подобных вещах в интернете или смотрим в кино, и нам кажется, что эти вещи тебя и твоих близких никогда не коснутся.
Но это обманчивое представление. Кто-то из посмотревших фильм скажет: «Ну а что такого? Да тут ничего нового не показали».
Действительно, настоящий шок испытываешь только тогда, когда твой сын, или брат, или лучший друг вдруг оказались за решёткой. И не потому, что «не повезло», а потому что без протекции, без денег, без «корочек», ты абсолютно беззащитен. Ноль.
В этом смысле Ивану Голунову, ассоциации с которым возникают почти у всех, кто смотрел фильм, ещё ой как «повезло». У него были и известность, и корочки (пусть и журналистские), и немалая поддержка коллег, профессиональные адвокаты.
А у студента Ильи — только мама-учительница, да его рисунки. И 7 украденных лет. И отчаяние. И боль.
Это ведь чертовски много, если подумать. У тебя были молодость, любимая девушка, куча планов или, напротив, ветер в голове. А потом в один день просто бац, и ничего.
А в это время кто-то другой живёт за вас обоих и ещё за тысячу таких, как ты. Тусит с красивыми девушками, развлекается в дорогих кабаках, делает карьеру майора, прыгает с парашюта и снимает на свой айфон ту жизнь, которой у тебя и других таких же никогда не будет.
И вот у человека из мира «сирых и убогих» появляется уникальная возможность — посмотреть на недоступный мир тех, других, кто испоганил его жизнь, через замочную скважину.
Чем это кончится, неясно. Но интересно чертовски.
А Петров (которого я не слишком жаловал до этого фильма), с неврастеническими гримасами и натуральными страданиями, играет так, как никогда в жизни. Да и сынок папы-генерала старается.
И вот смотришь ты этот фильм, который начинался, будто криминальный сериал по НТВ, и в какой-то момент понимаешь, что не можешь оторваться. Переживаешь хлеще, чем на фильмах Звягинцева и Быкова.
И не знаешь уже, что с тобой — то ли художественный вкус у тебя совсем испортился, то ли Петров действительно выдал что-то невообразимое, а может, просто классный фильм получился?
Что-то есть здесь такое, что по-настоящему цепляет. Цепляет своей пугающей злободневновностью и безысходностью, закономерностью и разрушительной силой, бесчеловечностью и прямотой.
И хвалить-то сильно не хотелось, и в конце реально слёзы на глазах. Просто жаль парня и всех нас вместе с ним.