Найти тему
Евразия.Эксперт

Индия сближается с ЕАЭС для выхода на рынки Центральной Азии – индийский эксперт

Фото: thevoiceofnation.com
Фото: thevoiceofnation.com

14 января с официальным визитом в Индию прибыл глава МИД России Сергей Лавров. Он провел переговоры с индийским премьер-министром Нарендрой Моди и главой индийского МИД Субраманьямом Джайшанкаром. В фокусе внимания были вопросы наращивания торгово-экономического сотрудничества. В этих целях Москва и Нью-Дели ведут работу по соглашению о взаимной защите капиталовложений, прорабатывается также соглашение о зоне свободной торговли между Индией и ЕАЭС. О том, каковы реальные перспективы этого сближения и на какие преимущества рассчитывает Индия, готовясь открыть рынок для евразийских товаров, в интервью порталу «Евразия.Эксперт» рассказал научный сотрудник Центра центральноевразийских исследований Университета Мумбаи Шоаиб Хан.

– Как вы оцениваете итоги российско-индийского сотрудничества в 2019 г.? В каких областях наблюдается прогресс и в каких областях потенциал еще не реализован в полной мере?

– В 2019 г. с Россией был подписан ряд соглашений в сфере обороны, включая сделку на $3 млрд по строительству атомной подводной лодки на замену INS Chakra, одобрение покупки 464 танков Т‑90 за $2 млрд и запуск совместного проекта по производству винтовок АК-203/103 в г. Амети в штате Уттар-Прадеш. В рамках экстренных закупок Минобороны одобрило приобретение у России переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) «Игла-С» на $1,47 млрд.

Также была предпринята попытка укрепить двусторонние экономические отношения, для чего премьер-министр Нарендра Моди был приглашен в качестве главного гостя Восточного экономического форума в 2019 г. Между Россией и Индией очень мало политических проблем: это внешнеполитические отношения, которые выдержали испытание временем и являются редкостью. Недавно министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар указал на то, что отношения между Индией и Россией остаются относительно стабильным фактором в международных отношениях, причем в большей степени, чем любые другие значимые отношения со времен расцвета холодной войны.

Обе страны развивают экономическое измерение своего партнерства, о чем свидетельствует участие премьер-министра Моди в качестве главного гостя Восточного экономического форума, целью которого было стимулировать индийские инвестиции и бизнес на Дальнем Востоке России.

Растет понимание того, что экономические отношения могут выйти за рамки нынешнего одномерного характера, основанного на зависимости Нью-Дели от оборонных поставок Москвы.

Бизнес теперь будет основной сферой российско-индийских отношений, которые до сих пор рассматривались в основном через призму сотрудничества в области мирного атома и военного сотрудничества. Даже эти аспекты имели односторонний характер, причем покупателем была Индия, а поставщиком – Россия. Но это должно измениться, о чем заявил премьер-министр Моди во время своего двухдневного визита, подчеркнув необходимость преобразования отношений между покупателем и продавцом в отношения сотрудничества. Он также подчеркнул, что отношения нужно вывести за рамки военного сотрудничества и атомной энергетики и диверсифицировать, уделяя больше внимания торговле и инвестициям.

Президент России Владимир Путин также согласился с тем, что двусторонний товарооборот между двумя давними союзниками очень низок и составляет $10 млрд. Соответственно, оба лидера поставили перед собой амбициозную цель – достичь в ближайшие шесть лет цифры в $30 млрд, что в три раза превышает нынешний уровень.

Что касается моего мнения: да, оборонная сделка, подписанная между двумя странами, имела большое значение, но еще предстоит увидеть, в какой мере она будет реализована с учетом CATSAA (Акта «О противостоянии противникам Америки посредством санкций»). Двусторонняя деловая активность все еще далека от того, чтобы получить импульс с точки зрения объема, потенциал которого еще предстоит узнать.

– Мы видим, что интересы Индии и России сходятся по многим вопросам. В конце августа министр иностранных дел России Сергей Лавров объявил о завершении подготовки к началу официальных переговоров между Евразийским экономическим союзом и Индией о создании зоны свободной торговли. Как вы оцениваете перспективы заключения этого соглашения?

– Среди политиков и промышленных кругов все больше укрепляется мнение о том, что соглашения о свободной торговле принесли Индии мало ощутимой пользы, оказав при этом помощь стране-партнеру. Есть также ощущение, что соглашения о свободной торговле негативно повлияли на производство в Индии, которое правительство пытается стимулировать через инициативу «Make in India». Идея состоит в том, чтобы оценить, насколько эти соглашения действительно пошли на пользу экономике страны. Это исследование проводится Департаментом по экономическим вопросам вместе с другими департаментами торговли и доходов.

Исследование может решить, как Индия будет вести переговоры по соглашениям о свободной торговле. Правительство стремится к тому, чтобы торговые соглашения не подрывали его усилия по наращиванию производства. Оно стремится поднять долю обрабатывающей промышленности в экономике до 25% с примерно 16% к 2022 г.

Особое беспокойство, отмеченное департаментом доходов, связано с вопиющими нарушениями правил происхождения и норм добавленной стоимости в рамках этих торговых соглашений при экспорте продукции в Индию. По существу, импорт из стран, не входящих в зону свободной торговли (ЗСТ), маркируется как происходящий из таких стран, чтобы претендовать на выгоды от соглашения. Спецслужбы и таможенные органы в прошлом подчеркивали, что эти правила нарушались даже крупными компаниями, подрывая инициативу «Make in India».

Согласно анализу, проведенному нашими экспертами, для государств-членов ЕАЭС Индия является, прежде всего, новым крупным рынком сбыта, широким ассортиментом товаров, имеющим потенциал предложения.

Что касается сельскохозяйственной продукции, то это касается в основном зерна, масел, овощей, напитков, в том числе минеральной воды. В промышленной зоне имеются удобрения, машины, оборудование, транспортные средства, продукция машиностроения, соль, химикаты, резина, пластмассы, стальные и деревянные изделия.

Индия, в свою очередь, обладает потенциальными возможностями для увеличения экспорта сельскохозяйственной, пищевой и текстильной продукции, включая готовую одежду, а также химической, фармацевтической и другой продукции. Кроме того, Индия заинтересована в передовых технологиях, например, в авиастроении, судостроении, металлургии, химической промышленности или в создании «умных городов».

Товарооборот между сторонами может вырасти на 30-40% от текущего уровня в зависимости от глубины либерализации тарифов.

Индийская ЗСТ с ЕАЭС позволит увеличить двустороннюю торговлю между Индией и Россией, а также вновь вывести Индию на рынки Центральной Азии. Существующая индийская торговля с Россией составляет около $10 млрд, причем обе стороны хотят увеличить ее до $30 млрд к 2024 г. ЗСТ также будет в полной мере использовать международный транспортный коридор Север-Юг, который соединяет Мумбаи с иранским портом Чабахар и направляется на восток в Афганистан и на север в Азербайджан и Россию.

– Скажите, почему Евразийский экономический союз так привлекателен для Индии?

– ЕАЭС и Индия имеют возможность внести свой вклад в повышение конкурентоспособности промышленных секторов каждой страны ЗСТ, активизировав двустороннюю торговлю и улучшив условия для делового сотрудничества. Кроме того, выводы JFS указывают на то, что либерализация торговли сельскохозяйственными товарами может принести достаточные позитивные возможности для обеих сторон.

Особое внимание в ходе переговоров по либерализации тарифов следует уделить товарам, представляющим основной экспортный интерес обеих сторон. Успешное выполнение задачи по улучшению условий доступа на рынки для ключевых экспортных товаров будет стимулировать торговлю как сельскохозяйственными, так и промышленными товарами, максимизируя взаимные выгоды от ЗСТ. В то же время, следует учитывать и специфические различия в экономическом развитии и других релевантных аспектах экономик обеих сторон.

Инициативы Индии в области экономической интеграции в основном были направлены на ближайших соседей по Южной Азии и, в рамках политики «взгляд на Восток», на Северную и Юго-Восточную Азию и Океанию. Крайне важно определить более широкую цель, включающую сотрудничество, в рамках которого Индия могла бы извлечь выгоду из своего геополитического положения, будучи полуостровом, соединяющим различные субрегионы Азии: Север, Юго-Восток и Океанию, с одной стороны, и Южную, Центральную и Западную Азию – с другой.

Этому вполне могли бы способствовать недавние инициативы индийского правительства. Кроме того, это могло бы послужить механизмом для использования демографического дивиденда Индии, если бы Индия экономически интегрировалась с другими частями Азии. Это было бы наиболее уместно в субрегионах, где Индия до сих пор не уделяла должного внимания всеобъемлющему расширению экономических связей.

Регион ЕАЭС богат природными ресурсами – в первую очередь энергоресурсами – характеризуется значительным производством и экспортом, в то время как Индия остается чистым импортером тех же энергоресурсов.

Энергетика, фармацевтика, информационные технологии и здравоохранение являются потенциальными сферами сотрудничества. В технико-экономическом обосновании соглашения о свободной торговле было рекомендовано начать переговоры с помощью создания Комитета по торговым переговорам. [Будут обговариваться] торговля товарами, услугами и инвестициями. Адекватное внимание должно быть уделено введению в действие международного транспортного коридора Север-Юг и зеленого коридора между Индией и ЕАЭС, чтобы в полной мере использовать преимущества ЗСТ.

Увеличение торговли с Россией и другими членами ЕАЭС может также повысить перспективы индийской торговли, которая сейчас находится в отрицательной зоне впервые с 2013 г., согласно Глобальному торговому барометру DHL. За три месяца накануне сентября 2019 г. индекс GTB для Индии упал на четыре пункта, до 49, из-за вялой трансокеанской торговли.

Остро нуждающаяся в энергии Индия должна обеспечить свои поставки из как можно большего числа источников, особенно через Центральную Азию.

Помимо нефти и газа из Казахстана, Нью-Дели стремится импортировать уран из Узбекистана. В то время как экономическая мощь Пекина и его географическое соседство позволили ему захватить большие доли рынка Евразии, Индия рассматривает себя в качестве стабилизатора и источника безопасности в регионе.

С американскими санкциями в отношении Ирана путь Индии в Центральную Азию и Евразию сталкивается с препятствиями, создающими помехи на пути завершения переговоров о ЗСТ между Индией и Евразийским экономическим союзом, включающим страны Центральной Азии, которая является приоритетом в стратегической повестке Индии.