Найти тему

Ралли-рейд “Париж-Дакар”. История.

Ралли «Дакар» уверенно можно назвать самым известным и «патриотичным» в России, успехами в котором гордится вся страна, а не только любители автоспорта. Именно в этом марафоне на выживание «КамАЗы» показывают всему миру мощь и надёжность двигателей, заставляя уважать отечественный автопром. Российские грузовики буквально «не замечают» соперников, почти ежегодно забирая «золото» подиума.

-2

Победа особенно престижна из-за многотысячного километража гонки и её условий, когда дороги сменяют направления, песчаные барханы грязевыми лужами, а знойное солнце проливными ливнями. Идейным вдохновителем и организатором “Paris Dakar Rally” стал француз Тьерри Сабин, едва не погибший во время марафона «Ницца-Абиджан» 1977 года. Заблудившийся в пустыне мотогонщик был случайно обнаружен племенем туарегов через трое суток. Это подтолкнуло его проработать маршрут нового ралли по африканскому континенту – опасному и труднопроходимому, с минимальным количеством дорог и максимальным числом природных препятствий.

-3

Дебютный сезон «Париж-Дакар» состоялся в 1978 году, а старт гонки прошёл 26 декабря в Париже, с площади Трокадеро. Финишной точкой выбрали Дакар, столицу Сенегала в Западной Африке, которую пилоты достигли через три недели, проехав через Алжир, Мали, Нигер и Буркина-Фасо. На стартовую черту вышли 182 гонщика (90 на мотоциклах, 80 на легковых автомобилях и 12 на грузовых), но финиша достигли лишь 74. Водители преодолели около 10 тысяч километров, причём более 3-х составили спецучастки.

-4

Разделение техники на классы авто-, мото- и грузовой произошло со второго (январь 1980-го) года проведения, поэтому наградной подиум в 1979-м оказался один. Он целиком достался мотогонщикам, а «золото» и звание первого чемпиона «Дакара» (изначально использовалось как общепринятое сокращённое название ралли-рейда) завоевал француз Сирил Неве, выступавший на Yamaha XT500. Отличились и его соотечественники, «автомобилисты» на Range Rover V8, единственный раз в истории турнира завоевав победу тройкой из пилота, штурмана и механика. В дальнейшем функции последнего взяли на себя другие члены экипажа. «Грузовая» категория получила официального победителя в 80-м. Им стала алжирская команда на Sonacome, грузовике автомонополиста Алжира, созданного как филиал французской Berliet.

-5

Массовые неудачи участников дебютного ралли оказавшегося «марафоном на выживание», не смутили автомир, собрав в следующем году ещё больше желающих попробовать свои силы. Традиционно гонка начиналась в январские дни в Париже и заканчивалась в Дакаре, но с 1995 года (из-за протестов общественности касательно массового скопления техники, создающей транспортный коллапс в городе) французская столица дала только два старта (1998 и 2001). Подменяли её испанские Гранада (1995, 1996, 1999) и Барселона (2005), Аррас (2002), Марсель (2003) и Клермон-Ферран (2004) от Франции, португальский Лиссабон (2006, 2007) и даже сам Дакар (1997 и 2000).

-6

Несколько раз переносилось и место финиша. В 1992 Paris-Dakar пересёк всю Африку, финишировав в ЮАР, в Кейптауне, неподалёку от мыса Доброй Надежды, крайней юго-западной точке африканского континента. В 2000 водители ехали из Дакара в египетский Каир, а в 2003 из Марселя в Шарм-эш-Шейх (Египет). В 1994 гонку «закольцевали», начав и закончив в Париже, в 1997 поступив так и со столицей Сенегала. Всего же, за всё время проведения, этапы приняли 29 стран.

-7

Последним сезоном «классического», западноафриканского «Париж-Дакара» стал 2007 год. Угрозы террористов из «Аль-Каиды», требовавших отмены проведения гонки и убивших четырёх граждан Франции в Мавритании в декабре того же года, организаторы восприняли всерьёз. Они приняли решение о переносе соревнований в Латинскую Америку до «нормализации обстановки» (фактически – на неопределённый срок, учитывая активность различных террористических групп), отказавшись от проведения ралли-2008.

-8

С 2009-го ралли-рейд проходит по Южной Америке, «освоив» вначале Аргентину и Чили, расширив в 2013 географию проведения до Перу и, в 2017, Парагвая с Боливией. При этом, название осталось по-прежнему узнаваемым – ралли «Дакар», потеряв свою «европейскую» часть. Оставшийся в Африке маршрут использует другое «внедорожное» соревнование, Africa Eco Race.

С 2009-го ралли-рейд проходит по Южной Америке, «освоив» вначале Аргентину и Чили, расширив в 2013 географию проведения до Перу и, в 2017, Парагвая с Боливией. При этом, название осталось по-прежнему узнаваемым – ралли «Дакар», потеряв свою «европейскую» часть. Оставшийся в Африке маршрут использует другое «внедорожное» соревнование, Africa Eco Race.Последним сезоном «классического», западноафриканского «Париж-Дакара» стал 2007 год. Угрозы террористов из «Аль-Каиды», требовавших отмены проведения гонки и убивших четырёх граждан Франции в Мавритании в декабре того же года, организаторы восприняли всерьёз. Они приняли решение о переносе соревнований в Латинскую Америку до «нормализации обстановки» (фактически – на неопределённый срок, учитывая активность различных террористических групп), отказавшись от проведения ралли-2008.Массовые неудачи участников дебютного ралли оказавшегося «марафоном на выживание», не смутили автомир, собрав в следующем году ещё больше желающих попробовать свои силы. Традиционно гонка начиналась в январские дни в Париже и заканчивалась в Дакаре, но с 1995 года (из-за протестов общественности касательно массового скопления техники, создающей транспортный коллапс в городе) французская столица дала только два старта (1998 и 2001). Подменяли её испанские Гранада (1995, 1996, 1999) и Барселона (2005), Аррас (2002), Марсель (2003) и Клермон-Ферран (2004) от Франции, португальский Лиссабон (2006, 2007) и даже сам Дакар (1997 и 2000).