Уже в густые сумерки Лизавета подошла к дому. Она не чувствовала усталости дня, хоть жизнь её сегодня и изменилась в неожиданную сторону. Отправляясь в город повидать запропавшую дочь, она встретила в ней женщину, но странно легко приняла и этот факт, и тот, что скоро станет бабкой. Может быть, ожидая худшего, сердце успокоилось тем, что дочь жива и, несмотря на неприятности, счастлива тем малым, что есть?
Лизавета присела на ступеньку крылечка и и всё дивилась своему спокойствию. Поздно родившая, она тряслась над дочерью, словно над фарфоровой куклой, переживая каждую ошибку, как свою, но так легко она приняла внезапную взрослость дочери, не раздавая советов и не осуждая ни за что, разве что, кроме молчания, которое и встревожило её, заставив ехать в город.
Долгие годы не вспоминая о первой любви, сегодня Лизавета в который раз всколыхнула в памяти свою историю, будто сравнивая и желая понять, а не сама ли она, привыкшая во всём виноватить отца, упустила своё счастье тогда?...
- Разве ему такая жена нужна? Ты - девчонка! А у него двое детей на руках, что он с тобой заведёт делать? За тобой мать вон платья стирает, ты щей не варивала, баню стопить, поди, и не знаешь, как? - хлестал отец аргументами, против которых Лиза была бессильна.
Не сказать, чтобы она была балована, но мать всегда сама справлялась с домашним хозяйством. Рано вышедшая замуж, мать помнила свои одинокие вечерины, когда вечно занятой муж уезжал то на собрания, то на учебу, а она, укачивая дочку, глотала слёзы от усталости. Скотина, печки, вода - всё было на ней, а ведь и работала на ферме. "Это ли жизнь для молодой девки?" - вспоминала мать и берегла Лизу от рутины, считая, что будет ещё время научить всему. А когда муж стал поговаривать о том, чтобы отправить дочь в город, она и вовсе успокоилась. К тому, что дочка в восемнадцать выскочит замуж, ей и не думалось! Мужики после войны нарасхват, куда уж девкам? Бабы без кормильцев жили, за каждого цапались.
- Я слышал, бабёнка одна к нему там захаживает. - кинул отец последний козырь...
Лизавета вздрогнула - пёс, вылезший из будки поприветствовать хозяйку, дотянулся холодным носом до её ладони. Она потрепала его за уши и пошла в дом, повесив пустые сетки на гвоздь возле косяка.
Не спалось. Проворочавшись, Лизавета вдруг поднялась с кровати и решительно подошла к комоду. Резко дёрнула на себя верхний ящик и впотьмах запустила руку в глубину, шаря по памяти в поисках пачки писем. Зачем она их берегла, если ни разу за все эти годы даже не вспомнила про них?
Включила лампу и, развернув газету, в которую были обвёрнуты письма, долго стояла, глядя на листочки, исписанные незабытым почерком. Каждое из этих писем она читала не один раз, смакуя счастье, хранила под подушкой, как самое дорогое, пока не получила последнее.
"Здравствуй, Лиза! Прости, если чем обидел тебя. Так уж вышло, что жизнь нас развела, и я женюсь на другой. Иван."
У неё, как и тогда, сжалось сердце от обиды, только сейчас за сухостью этих строк она разглядела другое...
#пестряредь_почтальон_и_лиза