Работа в качестве продюсера на «Радио Модерн» внесла в мою жизнь, помимо основной работы, два обстоятельства.
Я полюбил радио как явление и с головой погрузился в его механизмы: как оно устроено, каким образом воздействует на слушателя, какие в нем есть незаполненные места.
Одновременно с этим гибкий график и частая необходимость долго ждать согласования подготовленных проектов, дали мне изрядное количество свободного времени.
Поэтому, как только подвернулась возможность делать для радио что-то ещё, я без раздумий воспользовался этой оказией.
Точнее, даже двумя. А ещё точнее, это не были просто подвернувшиеся возможности что-то ещё поделать. Оба раза мне выпал шанс придумать что-то совершенно своё. И не только придумать, но и реализовать. Сегодня я расскажу о более простом и понятном проекте. А самое интересное и невероятное отложу на потом.
Эти затеи случились не на «Модерне», а на других радиостанциях. И надо признаться, что подобная практика противоречила радийной этике. Работа на стороне конкурентов естественно не приветствовалась. Но искушение было столь велико, что я не мог отказаться. К тому же для меня это был шанс попробовать то, что я ни при каких обстоятельствах не смог бы реализовать по «основному месту прописки».
В очередной раз память подводит меня, и я совершенно не помню, как я оказался на «Радио Рокс». Подозреваю, что приволок меня туда бывший коллега по «Мьюзик Шоку» Лёша Гридасов.
На тот момент, «Мьюзик Шок» уже сменил вывеску и стал частью большого музыкального холдинга «Союз». Лёша, которого я оставил после себя старшим продавцом, остался на руководящем посту и в «Союзе». Более того, раскрылся не только как отличный музыкальный эксперт, но и как опытный и деятельный руководитель. Начальство бросало его открывать новые точки и налаживать работу с нуля.
Однако, как и мне тогда, заниматься только основной работой ему было скучно. Традиционно наше существование в музыкальном магазине давало возможность не только заниматься непосредственно бизнесом, но и нести некую миссию - всеми возможными способами рассказывать о хорошей музыке, делиться знаниями и эмоциями при каждом удобном случае.
Еще во времена нашей совместной работы мы в качестве общественной нагрузки взяли на себя труд писать музыкальные обзоры в журнал «Телевик». Потом эта рубрика закрепилась за «Союзом», а мы все продолжали ее вести. «Союз» получал неплохую рекламу, а мы – удовольствие от такого способа самореализации.
Видимо, на это обстоятельство обратили внимание собственники Рокса и предложили Леше попробовать сделать на радио программу, про интересную и малоизвестную музыку. Тот привлёк к этому делу меня.
«Радио Рокс» очень отличалось от «Модерна» - и по формату, и по аудитории, и по внутреннему устройству. Если «Модерн» был ярким хулиганским спектаклем, который держался на драйвовых и артистичных ведущих, которые агрессивно врывались в мир слушателя, то «Рокс» претендовал на цельность и стилистическое единообразие - и в музыке (олдовый рок), и в аудитории (олдовые рокеры), и в подаче материала - глубокомысленные ведущие, авторитетные мнения, экспертная оценка и малая доля прямой развлекательности. Разве только в косвенно относящихся к музыке программах об автомобилях и прочих мужских радостях. И да, эта станция была прежде всего о музыке. В противовес «Модерну», который был о чем угодно, кроме неё.
Но всему этому олдовому волосатому великолепию не хватало свежей струи. Жестко отформатированная в сторону традиционного рока, станция не отступала от канонов ни на шаг. И когда в эфире появлялись новинки, то это случалось только в том случае, когда ансамбль из 70х вдруг выпускал в 2001 новый альбом.
Это при том, что в мире бушевала новая гитарная волна. Как грибы росли отовсюду бесконечные и крутые Strokes, White Stripes, Editors, Wines, Kills и так далее. Решение позвать нас было для «Рокса» попыткой пощупать свою аудиторию на предмет восприятия нового. При этом не заполнять радикально эфир новинками, а для начала изолировать их и нас в отдельно взятой программе.
Так мы и придумали передачу под названием «Пока Мадонна спит», которая и стала выходить регулярно вечером по средам.
Тогда ещё отчетливо виднелась разделительная линия между попсой и нормальной музыкой. И Мадонна все ещё считалась принадлежащей лагерю попсы. И вот типа когда она засыпала, в эфир выходила нормальная музыка. Все как в игре в Мафию.
Для нас с Лешей, как для истинных меломанов, это, конечно, был рай. У нас был час, а потом и два, в течение которого мы могли делиться той музыкой, которую сами любили. Естественно, мы быстро отошли от жёстких рамок, в которые нас изначально поставили, и предельно расширили жанры, о которых рассказывали. Программы про молодых гитарных подонков чередовались историями про интеллектуальную электронику или безумные эксперименты Residents, John Zorn, Майка Паттона. Оказалось, что даже на такой продвинутой по части музыки станции как Рокс, просто невероятные пласты были вообще не охвачены. И мы с яростью бросились восполнять эти пробелы. Очень часто мы стали звать гостей из числа друзей-музыкантов. Учитывая то обстоятельство, что в то время уже почти везде эфир был строго регламентирован, мы со своей свободой и правом самим определять, про что рассказывать и что ставить, неожиданно превратились чуть ли не в единственный канал, через который современная русская музыка могла дойти до своего слушателя.
В какой-то момент мы даже сделали сайт, и нашим любимым занятием стало наблюдать за счетчиком посетителей.
Держались мы на плаву года два, пока «Радио Рокс» не стали качать волны программных изменений.
После того как программа закрылась, мы ещё какое-то время сотрудничали с Роксом. Я даже чуть не стал ведущим традиционного хит-парада. Но выяснилось, что вести эфир в одиночку у меня получается гораздо хуже, чем в паре.
Одно время мы с руководством всерьёз обсуждали мою должность в качестве музыкального директора станции. Но я вынужден был уехать на месяц в Омск, а по возвращении эта опция как-то схлопнулась сама собой. В любом случае, это был увлекательный период, смею надеяться, полезный не только для нас. Подтверждает это тот факт, что до сих пор иногда я встречаю знакомых, которые оказывается записывали наши эфиры и хранят их до сих пор. Для некоторых из них мы даже стали причиной для определения их будущей профессии.
Что касается Леши, то наши дороги с ним разбежались на долгое время. Однако два года назад сбежались вновь. Лёша неожиданно предложил восстановить программу, только уже в модном формате телеграмм-канала. Так мы ее и ведём снова, с меньшим правда рвением. Но при желании вы всегда сможете ее отыскать.
Приятного прослушивания.
Ну, и, конечно: