Последнее время я вытаскивал на свет Божий всякую муть, придуманную где-то по другую сторону океана, но в глобализованном мире вползающую в наше информационное пространство. Мы рассматривали фундаментальные допущения, которые лежат в основе тех или иных дискурсов о феминизме и социальной справедливости ™ (ссылки в конце статьи) . Время рассмотреть этическую норму, на которой все эти дискурсы базируются.
Вот она:
Мы считаем, что надо помогать слабым и униженным. Иными словами мы испытываем сочувствие.
Для цивилизации, которая основана на христианских ценностях это самоочевидно. Хотя какой-нибудь викинг рассмеялся бы на такое предложение в лицо.
Так вот. Если мы сострадаем слабым и униженным (и это реальная добродетель), значит статус жертвы может вызывать сострадание окружающих, и, как следствие, они будут жертве помогать.
Задача: Получить статус жертвы, чтобы пользоваться состраданием и помощью других людей.
Чтобы человеку получить такой статус, с ним обычно должно случиться что-то плохое. Но тогда все плюсы от виктимизации будут аннулированы.
И мы, как представители христианской цивилизации, действительно считаем, что надо помочь человеку, у которого случилось горе.
Задача`: Получить статус жертвы, чтобы для этого не надо было дополнительно страдать.
И вот отсюда мы попадаем в поле феминистических дискурсов, дискурсов борцов за социальную справедливость ™ и прочих подобных активистов.
Суть заключается в том, что статус жертвы теперь присваивается не в результате случившегося несчастья, а просто исходя из какого-либо формального признака. Например, исходя из пола. Причём статус жертвы закрепляется за человеком навсегда. Он принципиально неустраним (ну во всякому случае, пока имеется формальный признак).
Бинго! Теперь можно получать сочувствие и помощь просто потому, что ты есть.
У этого метода есть только один недостаток. Пока им пользуется незначительное меньшинство, им действительно может оказываться помощь. А вот, когда жертвами по статусу себя ощущает статистически значимая часть населения, то тут могут возникнуть некоторые проблемы.
Более того, подобные стратегии могут подвинуть общественную мораль в противоположном направлении. От сострадания до раздражения.
В принципе, вы можете сразу в споре с очередной феминисткой перейти к козырям и спросить: "почему я должен не только сочувствовать слабым (по вашему мнению), но и предпринимать какие-либо действия, чтобы улучшить их положение (но не статус)?"
И сразу станете "ужасным человеком", а может быть даже "фашистом".
В завершении, хотелось бы привести совет от Бродского.
Статьи серии:
Опровергаем существование патриархата
Интерсекциональный феминизм и его проблема
Гендерные стереотипы и что с ними не так
Политика квот и есть социальная справедливость?