Найти тему
Александр Чепа

Алиэкспресс (AliExpress) - стереотипы, преимущества и недостатки

Рисунок автора.
Рисунок автора.

Пожалуй, уже не осталось человека, который хотя бы раз не слышал о такой интересной штуке, как Алиэкспресс. Это глобальная виртуальная торговая площадка, позволяющая покупать товары из Китая, реже - из других стран. Созданная десять лет назад, в 2010 году, она успешно работает и развивается, составляя серьёзную конкуренцию отечественным товарам. За целое десятилетие об Алиэкспрессе сложилось множество мнений и стереотипов, кто-то принципиально не желает иметь с ним дело, а кто-то только и занимается тем, что покупает практически всё именно там, ну, может, за исключением продуктов питания.

Стереотипы и заблуждения:

  1. Алиэкспресс - это конкретный китайский магазин, виртуальный супермаркет, который предлагает всякую дребедень. На самом деле, нет, не конкретный, за ним не стоит отдельный китайский олигарх, который только и думает о том, чтобы сбыть подешёвке множество низкокачественных товаров. Алиэкспресс можно сравнить с обычным рынком или базаром. Есть добросовестные продавцы, а есть и не очень. Есть качественные товары, а есть подделка, рассыпающаяся ещё до того, как её распаковали. Понятно, что такое положение дел потенциальных покупателей не устраивает и значительная их часть предпочитает вовсе не связываться с этим "магазином". И зря, потому что за столько лет работы он хорошо зарекомендовал себя во всём мире. Это отлаженная система, которая всё-таки работает.
  2. На Алиэкспрессе можно купить только дешёвые безделушки и для серьёзных покупок он не годится. Не совсем так. Даже больше: покупать хорошую и дорогую вещь здесь бывает безопаснее, чем какую-то мелочь, которая иногда теряется в дороге и не всегда корректно отслеживается.
  3. Все покупки через этот сайт делаются на свой страх и риск. Кто даст гарантии, что продавец не обманет и посылка на самом деле придёт в целости и сохранности, да ещё и с заявленными параметрами? Ведь он находится, может быть, на другой стороне земного шара. А гарантии даёт сам сайт. Многие товары можно отслеживать: часть из них имеет настолько подробный трек, что виден не только факт доставки посылки в нашу страну, но и в конкретное отделение почты. Есть и такое условие - если покупка не пришла в течение двух месяцев, можно открыть спор и, чаще всего, он решается в сторону покупателя. Конечно, во многих случаях проблема может быть в работе таможни или почты, это надо учитывать и не стоит переживать, если посылка по треку уже давно должна была прийти, но пока на почте или в почтовом ящике её нет.
  4. Не все продавцы добропорядочные, поэтому доверять данные своих пластиковых карточек небезопасно. Но и тут заблуждение - данные хранит только сам сайт, который дорожит своей репутацией и тщательно оберегает эту информацию от третьих лиц. Продавец не видит никаких данных, кроме адреса доставки покупателя. О своих деньгах, которые сначала уходят в счёт оплаты, пока товар ещё не получен, тоже можно не беспокоиться - они поступают на счёт продавца только тогда, когда вы получили посылку и подтвердили это на сайте в личном кабинете. Или если вы не подтверждали и прошло два месяца с момента покупки. Всё-таки продавец тоже рискует, поэтому в этой системе есть защита как и покупателей, так и тех, кто продаёт.
  5. Как и в наших Интернет-магазинах, сайт может пестрить фейковыми отзывами о товарах. Здесь не так. У каждого продавца есть свой подробный рейтинг, который нельзя накрутить. Перед покупкой лучше всего уточнять его. Отзывы к каждому товару тоже позволят определиться с выбором. Человек получает заказанную вещь и только после этого может оставить свой отзыв, который продавец никак не в силах исправить или удалить. Если товар не устроил или вообще не пришёл - тоже лучше оставить свой комментарий. Дефект, заводской брак, плохая упаковка, из-за которой покупка пострадала при пересылке - всё это обычно прикрепляется в виде фотографий-доказательств.
  6. Низкая цена большинства изделий, обычно из дешёвой и средней категорий, говорит о том, что товар некачественный. Да, бывает так, что стоимость вещи на Алиэкспрессе в несколько раз ниже, чем в магазине напротив. У многих такое вызывает вполне разумное подозрение - ведь бесплатный сыр бывает только в мышеловке, не так ли? Мол, продавцы же не будут работать себе в убыток. На самом же деле, это в наших реальных магазинах цены завышены в несколько раз, а производители различных вещей из Китая в любом случае получают с каждого изделия выгоду, пусть оно и оценивается всего в 1 доллар или даже меньше. И часто с учётом бесплатной доставки.

Преимущества Алиэкспресса:

  1. Чрезвычайно богатый выбор всевозможных товаров. Здесь можно найти такие полезные и интересные вещи, которые не продаются в вашем регионе. Можно и просто посмотреть, какие они бывают, а потом уже искать их в реальных магазинах, если покупка не требует отлагательств.
  2. Адекватная цена. Никаких накруток или завышений, всё в целом разумно, так как меньше затраты на реализацию товара. К тому же здесь хорошо развита конкуренция и гибкая система поиска.
  3. Скидки, всевозможные "чёрные пятницы" и распродажи. Если покупать из приложения, а не через сайт, будет дополнительная скидка.
  4. Уже упомянутые выше рейтинги продавцов и настоящие отзывы. Здесь можно увидеть, кто затягивает с доставкой, а кто нет, какой продавец экономит на упаковке, а какой упаковывает хорошо, ну и фотографии с комментариями других покупателей позволят окончательно определиться в своём выборе.
  5. Бесплатная доставка многих товаров. Хотя зачастую и бывает так, что стоимость такого же изделия у другого продавца гораздо ниже, но с платной доставкой, что в итоге получается одно и то же. Конечно, считается, что платная доставка надёжнее и быстрее, но если что случится, то деньги за доставку не возвращаются.

Недостатки Алиэкспресса:

Вполне логичный вопрос - если система настолько хороша, почему же все не заказывают всё именно там?

  1. Невозможность осмотреть вещь "своими глазами", потрогать, взвесить, понюхать, в конце концов. На самом деле, из-за отсутствия такой возможности значительную часть товаров всё-таки лучше покупать в реальных магазинах. Одежду и обувь, например.
  2. Некоторые сложности при возврате покупки. Если в реальном магазине можно осмотреть изделие и убедиться в его работоспособности, то тут всё на свой страх и риск. Хотя и есть возможность вернуть не понравившийся или бракованный товар обратно, но нужно думать о пересылке его обратно, снова ждать, заказывать новую посылку, если она всё ещё не потеряла актуальности. А это лишнее время.
  3. Достаточно долгая доставка. Хотя и случается, что посылка приходит уже через пару недель, она может прийти и через месяц, и через два, а иногда и три месяца, когда все сроки уже истекли и даже вернули деньги на карточку. А посылка пришла. Бывает и так, что продавец оформляет и отправляет вещь не в день заказа, а через неделю. Для ускорения процесса можно выбрать платную доставку, но это лишние расходы и не всегда помогает, о чём будет сказано через пару абзацев.
  4. Необоснованно завышенная платная доставка для некоторых вещей. Казалось бы, заказываешь товар стоимостью всего пару долларов, а его доставка для вашего региона может вдруг составить несколько десятков долларов. И от заказа придётся отказываться или искать другой, что не всегда возможно.
  5. Иногда посылки теряются и совсем не отслеживаются (часто свойственно для бесплатной доставки). Сложно сказать, чья это чаще вина - продавца, службы доставки, таможни или почты. Хотя в таких случаях всегда можно открыть спор и вернуть деньги, но ведь если вещь на самом деле нужна в хозяйстве, то остаётся осадок - и товар не получил, и потратил своё время.

Неудобства, не связанные напрямую с Алиэкспрессом:

  • Пошлины на посылки из-за границы. Да, некоторые страны таким образом пытаются стимулировать людей покупать у отечественного производителя дороже, чем у зарубежного дешевле. За товар из Китая, стоимостью выше лимита, нужно заплатить пошлину. Для Беларуси сейчас (2020 год) это 22 евро и 10 кг на одну посылку и 200 евро в месяц. Если заказывать вещь, которая стоит дороже 22 евро и в месяц на таких покупках набежало более 200 евро, то нужно платить за превышение. В ряде случаев из-за этого покупка дорогих изделий на Алиэкспрессе экономически нецелесообразна.
  • Долгая проверка на таможне и сортировка на почте. Зачастую бывает так, что продавец и рад бы доставить товар в срок, вот уже пара недель и он прибыл в страну назначения, но дальше тишина. Посылка месяц, а то и два, может преспокойно лежать себе в сортировочном центре на таможне или на почте. А это добавляет лишних поводов для беспокойства. Особенно обидно в случае платной доставки, потому что таможню и сортировку "платные" и "бесплатные" проходят на равных основаниях.
  • Самое неприятное: повреждение товара в процессе доставки. В принципе, в ряде случаев можно понять, что риск поломки изделия в пути достаточно высок, особенно если сам продавец экономит на упаковке. При наличии множества подобных отзывов, от покупки лучше отказаться. Или поискать у другого продавца.
  • Часть товаров может быть запрещена законодательством в вашей стране. Обычно это оружие, аппаратура для слежения, подслушивания, подделки под известные бренды, некоторые виды продуктов, алкоголя, растения и их семена...

Итоги

Несмотря на все недостатки, неудобства и сложности, вывод очевиден - пользоваться торговой площадкой Алиэкспресс можно и даже нужно, но в разумных пределах, подходя к каждой покупке индивидуально. Конечно, неразумно заказывать там мелочь, которая есть в соседнем супермаркете, пусть даже она там и дороже на незначительную сумму, а потом ждать посылку целых два месяца. Особенно если она нужна здесь и сейчас. Ну и технически сложные и дорогие вещи, которые могут повредиться при доставке, тоже заказывать нежелательно. Всё-таки время, нервы и спокойствие дороже.

28 января, 17, 18, 22, 23 февраля 2020 года, Гомель, Беларусь, специально для Яндекс-Дзен. Опубликовано 23 февраля 2020 года. Все права и обязанности защищены законом и караются им же.