Найти тему
Военное Ремесло

Советский гиперзвук. Гиперзвуковой самолёт АЯКС жив и находится в разработке?

В конце 1970-х годов советские ученые начали исследовать новый тип концепции гиперзвуковой двигательной установки, впервые раскрытый в российской газете с кратким интервью изобретателя Аякса, Владимиром Львовичем Фрайштадтом, работавший в то время в авиационном филиале ПКБ «Невское конструкторское бюро» в Ленинграде. Фрайштадт разработал концепцию, основанную на идее, что эффективный гиперзвуковой аппарат не может позволить себе терять энергию в своем окружении (то есть преодолевать сопротивление воздуха), а должен вместо этого использовать энергию, переносимую высокоскоростным входящим потоком, тем самым повышая энергоресурс. В то время, эта концепция не была известна Западу, хотя на ранних этапах были задействованы многие советские промышленные предприятия, технические институты, Военно-промышленная комиссия СССР (ВПК) и академия наук СССР.

Начало проектных работ, по всей видимости было связано с необходимостью ответа, на предполагаемый проект американского гиперзвукового самолёта-бомбардировщика Аврора. И хотя официальных подтверждений о существовании этого сверхсекретного самолёта не получено до сих пор, множество косвенных причин и свидетельств очевидцев, указывают на то, что как минимум опытные экземпляры были построены, тестировались и находились в различных степенях готовности.

Интересный факт: В 1993 году доктор Владимир Иванович Кременцов, руководитель Нижегородского научно-исследовательского института радиотехники (НИИРТ), и доктор Анатолий Климов, руководитель Московского радиотехнического института Российской академии наук (МРТИ РАН), в беседе с Уильямом Кауфманн, который был советником у семи министров обороны США, заявляли ему, что концепции Аякса с магнитоплазмохимическим прямоточным воздушно-реактивным двигателем со сверхзвуковым горением уже были реализованы в секретном самолете Аврора

Получается, что Аякс должен был стать советским вариантом этой засекреченной американской разработки. С момента первого упоминания в конце 70-х концепции двигательной установки и до развала СССР, о самом проекте Аякс было известно очень мало, и лишь после 90-х стали появляться отрывочные данные.

После распада Советского Союза финансирование проекта было сокращено, и программа «Аякс» должна была развиваться и становится коммерчески выгодной , тем более что правительство США объявило о программе Национальный аэрокосмический самолет» (NASP). В это время Фрайштадт становится директором конструкторского бюро ОКБ-794, известного как «Ленинец», холдинга, управляющего открытым акционерным обществом "Научно-исследовательское предприятие гиперзвуковых систем" (ОАО "НИПГС") в Санкт-Петербурге.

В начале 1993 года, в ответ на американсую презентацию демонстратора гиперзвуковых технологий NASP X-30, проект Аякс интегрируется в более широкую национальную программу "Орёл", объединяя все российские гиперзвуковые работы для разработки конкурирующего космического самолета и многоразовой системы запуска ЛА в космос.

В сентябре 1993 года программа Орёл была представлена, и первая модель ГЛА Аякс впервые была публично показана на стенде ОКБ-794 на авиасалоне МАКС в Москве.

Представленный самолёт нёс в себе большое количество революционных новшеств и инновационных технологий. Как отмечено в книгах тех времён, большинство институтов было критически настроено, к технологиям и принципам, применяемым в проекте. Перед тем, как попасть на МАКС 93, проект был подвергнут тщательному рассмотрению комиссией экспертов, которые пришли к выводу, что проект не противоречит основным законам физики и технически может быть реализован.

На самом МАКСе Аякс был представлен как проект, который может решить проблемы выделения огромных обьемов тепловой энергии в результате гиперзвукового полёта:

"Аякс", Гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА) является открытой неизолированной аэротермодинамической системой, в которой на всех этапах атмосферного полета часть кинетической энергии обтекающего ГЛА гиперзвукового воздушного потока ассимилируется бортовыми подсистемами, повышая общий ресурс аппарата и преобразуясь в химическую и электрическую энергии. "Аякс" состоит как бы из двух вложенных один в другой корпусов.
Между ними — специальный катализатор, куда поступает поток традиционного авиакеросина или более перспективного топлива —сжиженного метана. Когда аппарат совершает гиперзвуковой полет в атмосфере, то под влиянием высоких температур происходит термохимическое разложение углеводородного топлива. Процесс забирает большое количество энергии и охлаждает реактор. В результате термохимического разложения топлива выделяется свободный водород. В смеси с тем же топливом он образует очень эффективное горючее для самолета. Часть обтекающего аппарат воздушного потока поступает в тракт уникального по своей концепции магнитоплазмохимического прямоточного воздушно-реактивного двигателя со сверхзвуковым горением. В этом двигателе находятся магнитогазодинамические (МГД) генератор и ускоритель. Первый создает мощное магнитное поле, в котором тормозится набегающий поток, Заторможенный и предварительно ионизированный поток воздуха поступает в камеру сгорания, куда подается обогащенное водородом топливо (керосин или метан). Истекающие продукты сгорания попадают в сопло, дополнительно разгоняются МГД-ускорителем и, расширяясь, выходят наружу. Таким образом, летящий в атмосфере аппарат может преобразовывать кинетическую энергию набегающего воздушного потока в широкий спектр различных видов энергии и использовать бортовой энергетический комплекс мощностью 100 МВт для самых различных задач планетарного характера.

В 1994 году Новичков сообщает, что Российская Федерация готова финансировать программу «Аякс», и что конструкторское бюро «Арсенала» построило многоразовый модуль для небольших летных испытаний. Он также заявляет, что принципы работы Аякс были подтверждены на испытательном стенде двигателя в аэродинамической трубе.

В том же году американский проект NASP заменяется Программой технологий гиперзвуковых систем (HySTP), которая отменяется через три месяца. В 1995 году НАСА запускает программу «Передовые технологии многоразового транспорта» (ARTT), являющуюся частью инициативы «Высокооборотный космический транспорт» (HRST), но эксперты консалтинговой компании ANSER, оценивающие технологии «Аякс», не верят поначалу в результаты, объявленные русскими, и не рекомендуют следовать по тому же пути.

Однако в период с октября 1995 года по апрель 1997 года ОКБ "Ленинец" была выдана серия патентов, охватывающих технологии Аякс, тем самым информация о принципах работы и устройстве самолёта стала доступна для общественности.

По мере того, как начинает появляться информация о проекте Аякс, западные учёные начинают изучать сведения о нём: Клаудио Бруно, профессор Римского университета Сапиенца, Пол А. Чиш, профессор колледжа инженерии, авиации и технологий им. Паркса в университете Сент-Луиса и С. Н. Б. Мурти, профессор Университета Пердью начинают свою совместную работу. В сентябре 1996 года, в рамках курса по дизайну в Кэпстоун и курса по применения гиперзвукового двигателя в колледже Паркса, Чиш поручает своим студентам анализировать собранную информацию в рамках проекта Одиссей. После этого трое учёных опубликовали документ, обобщающий западный анализ принципов Аякса.

Ознакомившись с представленной информацией главный эксперт НКО ANSER, работающей на федеральное правительство США, Рамон Чейз собирает команду для оценки и разработки американских версий технологий Аякс в рамках программы HRST, нанимая ряд авторитетных учёных; В их число входят доктор Роберт Бойд из Lockheed Martin Skunk Works, который имеет право строить реальные рабочие прототипы на деньги из бюджетов т.н. черных проектов,

Черный проект - это термин, используемый в США для сверхсекретного военного или оборонного проекта, который публично не признается правительством, военнослужащими и подрядчиками. Примеры военных самолетов Соединенных Штатов, разработанных в качестве черных проектов, включают в себя самолет-невидимку F-117 Nighthawk и бомбардировщик-невидимку B-2, оба из которых были засекречены и опровергнуты как существующие до тех пор, пока их не объявили общественности. В Соединенных Штатах формальным термином для черного проекта является Программа специального доступа (SAP). Деньги, которые финансируют эти проекты, называют черным бюджетом.

чей подрядчик General Atomics является мировым лидером в области сверхпроводящих магнитов (которые использует Аякс); и доктор Дэниел Свеллоу из Textron Systems, фирмой владеющей рядом технологий в области магнитогидродинамических преобразователей, которые Аякс так же широко использует.

Одним из результатов их работы, становится документ, который сравнивает существующие на тот момент виды концепций ГЛА, и признаёт наибольшую экономическую целесообразность Аякса. Дальнейшая работа по всей видимости проводилась уже не под крылом ANSER, но возможность реализации проекта была доказана и зарубежными учёными.

Дальше в прессе следуют сообщения, датируемые 2001 годом, о том, что китайский инвестор заинтересовался возможностью реализации проекта, приводятся сроки и стоимость реализации, и на этом данные и новости о проекте начинают сходить на убыль.

Проходит больше 10 лет и появляется заявление на тот момент вице-премьера Рогозина, который попросил строить гиперзвуковой бомбардировщик:

19.06.2012 РИА Новости: Вице-премьер рекомендовал отечественным конструкторам отказаться от идеи летающего крыла
Новый стратегический бомбардировщик (перспективный авиационный комплекс дальней авиации, ПАК ДА), как отметил Дмитрий Рогозина нужно разрабатывать на основе гиперзвуковых технологий. По его мнению, будущий отечественный бомбардировщик не должен быть похож на американский «B-2», спроектированный по принципу «летающего крыла».

Как мы знаем, просьба была проигнорирована, и Сухой всё-таки стал строить концепцию ПАК ДА на основе летающего крыла.

Казалось бы, если не было подписано соглашение с китайцами, и единственная тема НИИ - Аякс осталась без инвесторов, ПАК ДА решили строить по более консервативному пути, получается проект умер, и НИИ закрылось.

Ничуть, на сегодняшний день НИИ работает, и проводит ежегодные собрания акционеров. А последние материалы, касающиеся работы датируются как раз 2012 годом, когда был проведён Международный симпозиум «Термохимические процессы в плазменной аэродинамике».

Получается, проект до сих пор функционирует, но обновлений и информации по технологиям не было с 2012 года, и больше всего «Научно-исследовательское предприятие гиперзвуковых систем» теперь напоминает советское КБ закрытого типа. Как было замечено в некоторых статьях в сети - вида «почтовый ящик» .

Учитывая революционность предлагаемых технологий, ГЛА Аякс ещё долгое время будет актуальным, а с каждым годом улучшается возможность реализации проекта ввиду постоянного технического прогресса. Основные принципы заложенные в Аякс, при постройке позволят достичь стратегического превосходства в летательных аппаратах, и на сегодняшний день наиболее вероятная причина отсутствия информации об Аяксе - как минимум использование предложенных технологий в оборонной промышленности РФ, как максимум - проведение более детальных конструкторских изысканий, с учётом современных технологий и материалов, и дальнейшая реализации проекта в виде опытных экземпляров.