Найти в Дзене
VIKENT.RU

Стратегии творческого мышления

Оглавление
Нация, пренебрегающая творческими идеями сегодня, завтра падет лицом в грязь.
Фред Хойл

В стандартных образовательных программах никогда не уделялось заслуженного внимания творчеству. Более трех десятилетий назад Ловенфельд (Lovenfeld, 1962) назвал творчество (креативность) "падчерицей образования", и такое положение дел сохранилось до наших дней. В традиционных школьных программах почти не отводится места для повышения творческого потенциала учащихся. Чтобы заполнить этот пробел, было разработано множество программ по развитию способностей к творчеству.

1. Image by emmaws4s from Pixabay
1. Image by emmaws4s from Pixabay

Основные принципы

Несмотря на то что все эти программы отличаются друг от друга, они основаны на некоторых общих принципах.

1. Обучать студентов искать разные пути достижения цели и затем выбирать наилучший.

2. Обеспечивать их достаточным количеством пособий и упражнений для выработки и тренировки творческих навыков

2. Image by LAMER4578 from Pixabay
2. Image by LAMER4578 from Pixabay

Творческое мышление

3. Обучать их задавать необходимые вопросы и определять само наличие задачи.

4. Обучать их определять качество идеи по ее последствиям.

5. Вознаграждать оригинальные и полезные идеи, следя за тем, чтобы учащиеся получали удовольствие прежде всего от самого творческого процесса. Дать понять учащимся, что их идеи ценятся.

6. Предлагать учащимся находить решения в нестандартных ситуациях. Доказать важность проявления настойчивости при неудачах.

7. Предлагать учащимся составлять приблизительный план поиска решений. Учащиеся должны знать, какая релевантная информация хранится в их памяти, как к ней обращаться и каким образом переплетаются их знания в различных областях. Такой план должен включать в себя распознавание неизвестных фактов, поиск информации, выработку возможных решений, взгляд на задачу с различных точек зрения и переопределение целей.

8. Избегать слишком быстрого навешивания ярлыков, отнесения задачи к уже известной категории задач и поспешного принятия решения - подобное навешивание ярлыков приводит к косности и потере гибкости мышления.

3. Image by broneslav udobniy from Pixabay
3. Image by broneslav udobniy from Pixabay

Быть может, вы уверены в том, что "стратегии творческого мышления" не могут существовать по определению: ведь творчество и правила - понятия взаимоисключающие. А вот Байлин (Bailin, 1987) не согласна с таким определением творчества. По ее наблюдениям, в творческом процессе всегда придерживаются определенных правил. Вспомним, что сонеты непременно должны содержать 14 строк определенного размера и ритма, все великие балетные постановки основаны на технике танца, а все научные открытия были сделаны специалистами в своей области.

Таким образом, творчество (креативность) подразумевает не только наличие навыков нетрадиционного мышления, но и знание общепринятых правил - так как, для того чтобы от них отступать, их по меньшей мере необходимо знать.

Программа продуктивного мышления

Самая известная программа развития творческих способностей была разработана Кавингтоном (Covington et al., 1974) для пяти- и шестиклассников. Программа состояла в активном чтении книги, в которой Джим и Лила (брат и сестра) разгадывают серию детективных историй. Чтобы распутать преступление, читатель должен был вместе с Джимом и Лилой формулировать гипотезы, собирать улики и задавать вопросы. Если вы уже прочли главу 6, то заметили, что такие же шаги предпринимаются в экспериментальных методах исследования. Джима и Лилу сопровождает мудрый "дядя Джон", дающий им подсказки и объясняющий ошибки. Вкратце эта программа обсуждается в главе 9.

Дайана Халперн, Психология критического мышления, СПб, "Питер", 2000 г., с.466-467

Дополнительные возможности

Более 50-ти материалов по теме творческого образования детей

09 февраля 2020 года (воскресенье) в 19:59 (мск) – бесплатная online-консультация VIKENT.RU № 216 по любым творческим вопросам>

Изображения в статье

  1. Image by emmaws4s from Pixabay
  2. Image by LAMER4578 from Pixabay
  3. Image by broneslav udobniy from Pixabay