Мотоцикл – одно из основных средств передвижения полицейских. Такой выбор силы правопорядка в разных странах мира сделали благодаря мобильности байков и их скоростным характеристикам. В современных условиях службу на двух колесах несут прежде всего подразделения дорожной полиции. В их задачи входит не только отлов нарушителей на мотоциклах, как многие считают, но и регулирование дорожного трафика, и патрулирование улиц.
Не для кого не секрет, что в России сотрудники мотобата в основном несут службу за рулем BMW. В этом наша страна ни в чем не отличается от европейских соседей. Вообще, как хвалятся представители самого мотопроизводителя – BMW Motorrad, их мотоциклы покупают полицейские во всем мире. На сегодняшний день выпущено более 100 тысяч патрульных байков BMW, которые несут службу в 150 странах мира. Прежде всего в самой Германии, в Великобритании, США, Словении, скандинавских странах и т.д. Столь обширным охватом не может похвастать ни один другой производитель мотоциклов.
Основные модели, которые используются в подразделениях правопорядка это BMW R 1200 RT-P, BMW R 1250 RT-P, BMW F 750 и BMW F 850 GS-P. Непривычный индекс «P» в обозначении модели обозначает, что данная модификация создавалась специально для полиции. И ее отличия от стандартной модели довольно существенны. В первую очередь это дополнительный аккумулятор, обеспечивающий работу проблесковых маячков и сирены, а во-вторых, КПП с более короткими передачами, что дает патрульному мотоциклу более динамичный разгон, кроте того в модели присутствуют трекшн-контроль, несколько режимов езды, АБС и другие системы.
В восточных регионах нашей страны мотобат ездит и на японской технике. Например, на Сахалине и в Бийске для патрулирования улиц и отлова нарушителей используются мотоциклы Yamaha XJ6SA. А в США с 2018 года Yamaha – это чуть ли не основной мотоцикл дорожной патрульной полиции. Только они передвигаются на более серьезной модели – «Фиджере» Yamaha FJR1300. Для нужд полиции байк был немного модифицирован и получил систему электронной регулировки подвески. В остальном характеристики полицейского мотоцикла не отличаются от стандартной модели: 4-цилиндровый 1298-кубовый силовой агрегат, способный развивать 145 лошадиных сил мощности, системы АБС трекшн-контроля, круиз-контроля, регулируемый ветровой обтекатель. Комплектация естественно дополнена сиреной и мигалками.
Из-за новичка японского происхождения американских полицейских наверно закидали бы камнями патриоты, если бы они отказались от Harley-Davidson. Этот мотоцикл впервые появился на службе американских защитников правопорядка более 100 лет назад, в далеком 1908 году! И на мой взгляд, полицейский Harley-Davidson FLHTP Electra Glide - классическая «электричка» - это один из символов Америки. Но к сожалению, их становится все меньше. Классика постепенно уступает место более современным моделям. Харлею приходится конкурировать с Yamaha, BMW (В Лос-Анджелесе почти все мотопатрули передвигаются на BMW R 1200 RT-P) и даже с самыми свежими новинками – электробайками.
Да, уже существуют полицейские электроциклы на базе Zero FX и Zero DSR. В 2018 году полицией США было закуплено около сотни таких байков, как я полагаю в качестве эксперимента. Честно говоря, не думаю, что это была самая лучшая идея. Во всяком случае в дорожном патруле такие мотоциклы нельзя использовать, потому что они не ездят быстрее 150 км/ч, да и заряд на такой скорости будет быстро израсходован.
Ну и нельзя не упомянуть о Honda. ST1300 Pan European – один из самых распространенных полицейских мотоциклов, который встречается как в Европе, так и на своей родине в Японии, а также в Малайзии и ряде других государств Юго-Восточной Азии. Он отлично подходит для патрулирования хайвеев.
А вот для специальных операций на пересеченной местности, в частности для борьбы с наркотрафиком и нелегальными мигрантами, полицейские подразделения некоторых государств используют Honda Africa Twin. Они не всегда оснащены большими проблесковыми маячками, как байки дорожной полиции, но зато имеют специальное крепление для автоматической винтовки.