Найти тему
Наталья Гон

Когда в одном человеке сразу несколько зрителей: «Арахисовый сокол»

И все зрители оценивают фильм по-разному.

«Арахисовый сокол»/The Peanut Butter Falcon
режиссерs: Тайлер Нилсон, Майк Шварц
В главных ролях: Зак Готтзаген, Шайа ЛаБаф, Дакота Джонсон
США, 2019

Фабула фильма заключается, если художественно-витиевато выражаться, в путешествии трех неприкаянных душ в поисках своей мечты.
Один – пациент, как понимаю, психоневрологического интерната, молодой человек с синдромом Дауна, фанат рестлинга и желающий стать рестлером, совершивший уже несколько попыток побега, чтобы попасть в школу рестлеров. Арахисовый Сокол – такой ему придумали спортивный псевдоним.
Второй – молодой и дерзкий рыбак, спасается от конкурентов, которые хотят отомстить ему за уничтоженное оборудование, которое он сжег, потому что они... в общем, концов не найти. Но угроза для него серьезная.
Третий главный герой, третья, – социальный работник интерната, отправившаяся в поиски за своим подопечным. Добрая, молодая, симпатичная.
Последние двое – ровесники, без пары, и как бы с первого взгляда очень непохожие друг на друга, но, кто бы сомневался, в итоге нашедшие свою половинку.

(IMDb.com)
(IMDb.com)

Главная фишка «Арахисового сокола» в том, что главного героя играет актер с синдромом Дауна.

(IMDb.com)
(IMDb.com)

У меня к фильму неоднозначное отношение.

С одной стороны, участие в фильме особенного актера – это оригинальная социально-художественная инновация, которая воодушевляет и заставляет сопереживать герою Зака Готтзагена и уважать актера Зака Готтзагена, решившегося на такое и справившегося в меру своих возможностей. Отдельные теплые чувства ко всем, кто его в этом поддерживал. Фильм приобретает особый социальный пафос и позволяет прикоснуться к той порции реального гуманизма, заложенной в фильм.

(IMDb.com)
(IMDb.com)

С другой стороны, когда кино превращается в некую социальную акцию, в которую вовлечены создатели фильма, зрители, ратующие за т.н. инклюзивные практики, то это уже не совсем кино. Слишком сильна социально-ответственная составляющая. Зритель оказывается в ситуации, когда его вынуждают к одобрению и поддержке, так как отрицательная оценка социально порицаема.
Я сама могу резко реагировать, когда меня пытаются разжалобить не уровнем актерской игры, а физическими и ментальными качествами актера. Идет ли речь об актере с синдромом Дауна, как в «Арахисовом соколе», или, например, о пожилой актрисе, про которую понимаешь, как ей трудно и которой автоматически сопереживаешь, как любому пожилому человеку.
Не надо смешивать.

С третьей стороны, я же понимаю, когда актеры играют качественно, а когда не очень, а когда совсем никуда не годится. В некоторых фильмах режиссеры специально используют непрофессиональных актеров, и получается особый эффект, если режиссер умеет работать с таким кастингом, правильно снимать. Но если видишь слабую актерскую игру или просто произнесение заученных реплик, то при чем тут Искусство?!
Вспоминаю одну из первых ролей Леонардо ДиКаприо – в «Что гложет Гилберта Грейпа?» (1993). Играет подростка с ментальными проблемами. Вот совсем другое дело. (Не по теме совершенно, но какой там и Джонни Депп!)

-4

С четвертой стороны, а почему бы и нет?
В этом можно увидеть эстетство, но какая разница, если главное – пережить сильные чувства, получить заряд сильных эмоций. Если уже устала от профессиональной, до автоматизма, актерской игры, от театральной манеры, от четко поставленной, правильной речи, уверенных жестов, умелой мимики, если не хватает
настоящей жизни на экране, то вот такие актеры, как Зак Готтзаген, и вносят ту недостающую шероховатость, дикость, брутальность.

В общем, я в сомнениях.

/Когда у актеров нет срока выхода на пенсию…/