А вы нам скажете, что нам надо подтянуть? И готов ли он к школе?
Ко мне приводят в группы самых разных детей 5-6 лет, и каждый из них прекрасен и замечателен по-своему. И каждый родитель мечтает поговорить с нами о своём ребёнке в те пять минут, что у нас есть между группами, пока одни дети выходят из зала, а другие ждут в коридоре.
Некоторые родители так хотят подстелить соломки, так хотят заранее помочь ребёнку и дать ему самое лучшее, что готовы возить его на занятия по полтора часа в одну сторону.
-Мы хотим отдать Сашу в хорошую школу на следующий год, он ведь уже отлично читает и считает! А ещё он ходит на Лего и на шахматы. Вы подскажете, что нам подтянуть ещё?
А я смотрю на Сашу и вижу, что он обычный пятилетка, и ему будет очень сложно в школе в 6 с небольшим. У него слабая моторика, и прописи будут для него мучением. Он быстро утомляется, быстро начинает отвлекаться, и это нормально для его возраста. И какими бы ни были прекрасные педагоги, которые учат Сашу, они не смогут дать ему то, что ему не по силам – в силу возраста.
Что мы делаем на занятиях мышематикой?
Мы учим детей учиться, работать в группе и самостоятельно, слышать задание, переключаться с одного на другое. Мы не сидим за партами, мы прыгаем, бегаем и много двигаемся, считаем на пальцах, играем в конструкторы. Но каждый из детей приходит в группу со своим багажом знаний, своими сильными и слабыми сторонами.
Умение читать и считать – не единственный и не главный навык, который нужен ребёнку в школе. Однако родители обращают внимание обычно именно на это.
Если умеет по порядку произнести числа от 1 до 100, значит, умеет считать.
А если бодро читает, то, значит, готов в школу. Так ли это?
Иногда так, но иногда увы – совершенно не так.
Подготовка к школе бывает очень разная, некоторые занятия подготовкой к школе очень осмысленные, а некоторые – не очень.
На некоторых курсах подготовки к школе за парты сажают малышей 4-5 лет. И дают им листочки с письменными заданиями – чтобы было, что показать родителям на выходе. Мол, пусть привыкают и приучаются.
Но проблема в том, что многие дети от необходимости сидеть неподвижно за партами очень портятся и отвлекаются. Они привыкают на таких занятиях только к тому, что школа, подготовка к ней и учёба – это скучно…
В школе ученик сталкивается с кучей разных учебных задач.
- Ему нужно внимательно слушать, что говорит учитель (и не отвлекаться ни на ворону за окном, ни на то, что у соседа укатился карандаш под парту).
- Ему нужно быть внимательным, и достать из пенала именно карандаш, а из портфеля – прописи, а не учебник Окружающего мира.
- Нужно запоминать длинные инструкции типа: “Открой учебник математики на странице 23 и сделай упражнение номер 5”
- Ему нужно иметь хороший глазомер, чтобы рисовать буквы, цифры, узоры по клеточкам.
- Нужно хорошо ориентироваться в пространстве, и понимать, что такое правый верхний угол листочка, и где вторая строчка сверху.
- А ещё нужно уметь сложить свои вещи в портфель, переодеться на физкультуру и на прогулку, запомнить, что нужно принести на следующий урок и тд.
- Нужно уметь попросить о помощи, если ты чего-то не понимаешь.
- А кроме того надо уметь налаживать отношения с ребятами в классе,
не дразнить и не подсказывать,
договариваться в игре,
ждать своей очереди,
решать конфликтные ситуации – и желательно без помощи кулаков
Многие дети, которые психологически не готовы к школе, не справляются именно с бытовой частью учёбы: не могут переодеться за разумное время, теряют свои вещи, не могут ждать своей очереди, привыкли быть всегда в центре внимания, перебивают других детей и учителя…
Как устроены наши занятия МЫШЕМАТИКОЙ?
Мы много работаем с самыми разными счётными материалами: считаем на пальцах, на счётных палочках, на нумиконе, на счётных бусах и на разных счётных кубиках.
Даже если вы уверены, что ваши дети отлично считают по порядку и знают наизусть состав числа, им всё равно полезно все знания пропускать через тело. И им надо считать самые разные предметы: магниты, счётные кубики, машинки, каштаны…
Считать на пальцах полезно даже школьникам!
Мы играем на каждом занятии в какие-нибудь геометрические игры: строим из счётных палочек, из мозаики, из кубиков. Начинаем мы с заданий типа “сделай по образцу”, потом делаем задания по схеме, а потом – каждый сам придумывает что-то своё, и сам это зарисовывает.
Умение понимать схемы нужно в школе постоянно: надо понимать схему слова, схему предложения, схему в учебнике математики…
Для развития пространственного мышления куда полезнее игры с самыми разными геометрическими материалами, а не только задания типа “продолжи узор по клеточкам”!
Кроме того мы обязательно используем самые разные подвижные игры и кинезиологические разминки, считаем свои шаги и прыжки, хлопаем и топаем, ползаем и учимся чередовать быстрые движения и медленные. Одним детям сложно бывает громко топать, а другим – трудно угомониться после беготни. Но всем дошкольникам точно нужны занятия, во время которых они могут не только сидеть за столом, но и лежать, и менять позу, как им удобно.
А ещё мы играем в самые разные настольные игры – и учим детей всё тем же навыкам – ждать своей очереди, запоминать правила, быть внимательными и т. д.
Вот как это выглядит:
Некоторые успевают и всех наших палочных человечков изобразить, и себя, и кошку.
С шестилетками не только складываем фигурки из мозаики, но и зарисовываем их по бумаге в треугольную клеточку.
Ох, как сложно договориться и вдвоём показать ровно 12 пальцев!
Устали – надо поползать и размяться!
Вот так примерно выглядят обычно наши занятия мышематикой.