2025 год объявлен Президентом России В.В. Путиным «Годом защитника Отечества». Алтайский заповедник продолжает серию публикаций, посвященных 80-летию Победы.
Сегодня наш рассказ посвящается памяти Альчи Кунделешевича Туймешева.
Потомственный рыбак и охотник, Альчи Кунделешевич Туймешев (1914 - 1989 гг.) уроженец п. Яйлю.
По воспоминаниям Князевой Надежны Альчиевны, дочери А.К. Туймешева "В колхозе в Балыкче папа и мама работали до самой войны. Когда началась война, папу с его братом призвали, но не сразу на фронт, а сначала в бригаду, которая перегоняла из Монголии в Бийск лошадей для армии. Не знаю, как эти бригады назывались по-русски, но папа называл их “кантипо”. Бригада-кантипо, в которой был папа, занималась этим в течение целого года. Брали в Монголии табун и гнали его полтора-два месяца до места назначения, после чего людей отпускали на месяц домой. Потом снова в Монголию. Таким образом, за год папа побывал там три раза. После этого их стали готовить на войну. Стрелять они и так все умели, охотники как-никак; учили колоть штыками ватных кукол и всё такое, а потом отправили воевать.
Папа и его брат Апьян попали в пулемётчики. Воевали в паре: папа был первым номером, дядя Апьян – вторым.
Воевал в составе Второго Украинского фронта до сентября 1942 г. После ранения в голову, чудом остался жив, попал в госпиталь, где ему вручили орден «Красной Звезды» (весной 1943 г.), а до этого у него уже было три медали «За отвагу», после госпиталя списали на гражданку.
В 1944 году вернулся в Балыкчу, где его, несмотря на вмятину в голове, всё равно заставили работать – пасти трёх лошадей.
Во второй половине 40-х годов папин отец перебрался с Ижона в Яйлю. На самом Ижоне работы не было, и папа тоже стал проситься в Яйлю, но места ему там не нашлось, и ему предложили работу объездчика в посёлке Беле. Папа согласился. В Беле тогда сеяли гречиху, горох, ещё что-то, и папу поставили старшим, вроде бригадира, определяющего, когда пахать, когда сеять. Почему-то эта должность называлась “объездчик”.
Было это где-то в 1948-49 гг., на Беле мои родители жили до 1957 года. Потом нужно стало отдавать детей в школу, и папа стал опять проситься в Яйлю. Как и прежде, места в Яйлю не нашлось, предложили кордон Байгазан. Перебрались на Байгазан. Мама пристроила Лёшу и Катю на квартиру в разные семьи в Яйлю, где была школа. Потом мама прослышала, что за детьми в Яйлю никто толком не смотрит, что они всё время грязные, завшивели. Бросив хозяйство, она погрузила нас маленьких (меня и сестру Галю) в лодчонку и пригребла на вёслах в Яйлю. По озеру это где-то около 15 км. В то время тут как раз квартира освободилась в крайнем бараке. Тогда в бараке жило шесть семей (сейчас две квартиры) – по одной в каждой комнате. Одна комнатка освободилась, и мама заселилась туда без спросу. Папа в это время по заданию заповедника находился в тайге на заготовке ореха. Вернувшись домой на Байгазан, он удивился тому, что никого нет, скотина не ухожена, коровы бегают, свиньи визжат. Узнал, что жена перебралась в Яйлю. Папа тоже переехал. Начальство ругалось поначалу, но папа разводил руками: «Я тут ни причём, это всё жена». С тех пор мы и живём в Яйлю – на родине наших предков..."
В последние годы, когда здоровье совсем ухудшилось, Альчи Кунделешевич трудился сторожем плодового сада. Всего А.К.Туймешев проработал в заповеднике 24 года. Всегда был ответственным, добросовестным работником, имел много поощрений.