Джеймс Бонд, секретный агент 007... До появления видео мы знали о нем только по стабильно отрицательным рецензиям и по рассказам «очевидцев». 13 романов Яна Флеминга, еще больше экранизаций, тома литературоведческих и социологических исследований (целая «бондология»!), горы сувениров — от кейсов до подтяжек с монограммами «007»» (а для детей — «003,5»»),— всем этим мы не избалованы (впрочем, как и другими плодами «общества потребления»»).
Впрочем, так ли это? А кинопародии — чешская «Конец агента», датская «Бей первым, Фредди!»», венгерская «Лев готовится к прыжку»», французская «Великолепный»? А роман трех соавторов — Г. Поженяна, О. Горчакова, В. Аксенова «Джин Грин — неприкасаемый»? А песня Высоцкого, где Бонд рифмуется с Госфильмофондом? А пьеса Г. Боровика «Агент 00»? Да, вероятно, слухи о мощи суперагента не слишком преувеличены, раз он сумел пробраться даже через «железный занавес» блюстителей невинности наших зрителей.
И вот наконец-то — воочию! Легкая походка, мгновенный поворот, выстрел! И пошли титры очередной серии (титры, как всегда, в «клиповой» стилистике).
Всегда, когда очень долго ждешь, встреча слегка разочаровывает. Потом приходит трезвая оценка. Да, Бонд — это стандартный набор приемов, да, это схема. Но схема, работающая уже более четверти века.
Однако это тема для диссертации, а не для «Видеокомпаса» (статья написана для раздела "Видеокомпас" журнала "Советский Экран" в 1990 году - М.Х.). Удовольствуемся тем, что приведем эту схему в общих чертах, этот шаблон, легко накладывающийся на любой фильм сериала.
Итак. 1. Противник — маньяк, претендующий на власть над миром или, на худой конец, на развязывание новой мировой войны. 2. Техника — на грани фантастики, у противника — титаническая, у Бонда — миниатюризованная. 3. Красотки — всех национальностей, цветов волос и кожи, и ни одна не может устоять перед шармом Джеймса. 4. Пленэр — как на туристических открытках. И. наконец, 5. Ирония, пародийность, игра — все это придает легкость самым громоздким выдумкам и снижает драматизм самых жестоких схваток.
И напоследок о самом одиозном моменте — пресловутом антисоветизме Бонда. Обвинять его в нелюбви к СССР — это все равно что сказочного рыцаря, сражающегося с драконами, упрекать в нелюбви к животному миру. Бонд сражается со Стереотипом Врага — во времена «холодной войны», а во времена разрядки его противники часто не имеют конкретного гражданства и определенной национальности. Это либо маньяки-«бонапарты», либо агенты выдуманной организации СПЕКТР.
«Доктор Но» (Dr. No). Англия, 1962, 111 мин. Реж. Теренс Янг.
Шон Коннери, начинающий шотландский актер, был избран на роль Бонда вполне демократическим путем — его фотографию выбрали зрители среди десятка других претендентов на роль «национального британского героя». Первый фильм имел огромный успех. 007 побеждал окопавшегося на острове близ Ямайки ученого-безумца. Среди бондовских «герлс» — будущая звезда и титулованная «первая красавица мира» Урсула Андрес (нам известная только по «Красным колоколам»).
«Из России с любовью» (From Russia with Love). Англия, 1963, 118 мин. Реж. Теренс Янг.
Самый одиозный фильм «бондианы». Против Бонда строит свои козни злая, как Баба Яга, русская резидент-ка Роза Клебб (искаженное «хлеб»). Основное действие — в Стамбуле, никакой России нет. Сегодня смотрится затянуто, местами просто скучно.
После успеха первых фильмов «бондиана» прочно встала на конвейер и разрабатывается по определенной схеме.
«Голдфингер» (Goldfinger). Англия, 1964, 112 мин. Реж. Гай Гамильтон.
«Голдфингер» — в переводе «золотой палец» — ненасытный миллионер. Мало ему покрасить голых девушек золотом, так он еще собрался ограбить сокровищницу США — Форт Нокс. Но 007 не дремлет...
«Шаровая молния» (Thunderball). Англия, 1965. 132 мин. Реж. Теренс Янг.
Агент СПЕКТРа, некий Ларго похищает боеголовку с целью ядерного шантажа...
«Вы живете только дважды» (You only Live twice). Англия, 1967, 117 мин. Реж. Льюис Джилберт.
«Вы живете только дважды» — эту фразу произносит доктор Бонда после того, как его, неистребимого, в самом начале убили и похоронили в море. (С равным успехом можно было бы сказать «трижды», «четырежды» и т. д.)
«Королевское казино» (Casino Royal). Англия, 1967, 130 мин. Реж. Джон Хьюстон, Кен Ньюз, Вэл Гэст, Роберт Пэрриш, Джо Мак-Грас, Ричард Тол-медж.
Самый странный и необычный фильм о Бонде. Экранизация самого первого романа Флеминга, 6(!) режиссеров, 13(!) звезд в небольших ролях. Первая попытка заменить Бонда. Бонд — Дэвид Найвен, немолодой безукоризненный джентльмен, плюс — деньги, юмор, техника, «герлс», финал — в стиле английского юмора абсурда (индейцы на парашютах и пр.). Но все это нескладно и в результате неудачно.
«На секретной службе Ее Величества» (On Her Majestiy’s Secret Service). Англия, 1969, 140 мин. Реж. Питер Хант.
Попытка заменить Коннери австралийским актером Джорджем Лэзенби не удалась, и фильм ничто уже не спасает — ни виды Швейцарии, ни итальянская графиня, ни захватывающий поединок с погибшим в пятой серии и тут воскресшим Блофелдом (в исполнении знаменитого актера Т. Саваласа, известного нам по «Золоту Маккены» и «Границе»), ни неожиданный драматический финал.
«Бриллианты вечны» (Diamonds are Forever). Англия, 1971, 120 мин. Реж. Гай Гамильтон.
Все-таки Коннери лучше! Помимо него — Лас-Вегас, Амстердам, Лос-Анджелес, контрабанда алмазов, стриптиз... Но вообще-то сегодня ранние бондовские фильмы трудно смотреть прежде всего потому, что они растащены на цитаты в десяток других фильмов.
Статья впервые опубликована в журнале "Советский Экран" №4.1990