Найти тему

Крещенские купания, древний обычай или новомодный бред?

Упоминания об этой традиции можно найти в русской классической литературе, например, у Куприна и Шмелёва. Вот небольшой пример из произведения Даля: «В иордани купаются, кто о святках рядился». «Кто о святках рядился» — то есть те, кто на святки участвовал в массовых игрищах, надевал маски, ходил колядовать, словом, грешил, как мог. И купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой — это способ очиститься от грехов. Другим купаться было необязательно. Массово сигать в прорубь начали где-то в 1980-х, когда в стране возродился массовый интерес к церкви. Причем тогда это было нечто вроде диссидентского жеста: обошел крестным ходом храм на Пасху, нырнул в иордань на Крещение — вроде как и показал фигу безбожному государству». По словам протоиерея Владимира Вигилянского: «Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лёд и купались»

Мало кто задумывается над тем, откуда пошла столь экстремальная традиция. А меж тем она имеет глубокие корни, уходящие во времена, когда христианством на Руси даже и не пахло.  Любопытный момент: само мероприятие по окунанию в воду, которое называют крещением, к русскому слову «крест» отношения не имеет. Русское слово «крещение» происходит от древнерусского слова «крес», означающего «огонь» (корень как в слове «кресало» — огниво, кремень для высекания огня). То есть слово «крещение» означает «возжигание». Первоначально оно относилось к языческим инициатическим обрядам, призванным в определённом возрасте «возжечь» в человеке «искру божию», которая в нём есть отроду. Таким образом, языческий обряд крещения означал (или закреплял) готовность человека к поприщу (военное искусство, ремесло). Славянские традиции купания в проруби восходят к временам древних скифов, которые окунали своих младенцев в ледяную воду, приучая их к суровой природе. На Руси после бани любили окунуться в ледяную воду или прыгнуть в сугроб. Вообще, купание в проруби - это часть древних языческих инициатических воинских обрядов. Вековые, а то и тысячелетние народные обычаи и традиции истребить церкви никогда не удавалось. В качестве примера можно привести языческий праздник Масленицу, которую пришлось привязать к началу великого поста. Церковь, будучи не в силах побороть языческие обряды, вынуждена была дать им свое каноническое объяснение - дескать, следуя евангельским мифам, православные люди повторяют процедуру «крещения Христа в Иордане». Поэтому купание в проруби  в любые другие дни, кроме Крещения,  жестоко преследовалось церковью - как прямое кощунство и язычество.

Какие можно сделать выводы? То массовое явление что мы наблюдаем, является новомодным увлечением исторически к православию не относящимся. Однако с учетом его массовости православной церковью поддерживаемое (я так понимаю по принципа чем бы дитя не тешилось лишь бы не вешалось). Если все делать правильно и учитывать возможные противопоказания по здоровью, то ничего плохого тут я не вижу.

Блажен тот кто верует, тепло ему на свете.

А.С. Грибоедов

Горе от ума.